Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности, от степени развития которой, зависит успешность обучения в школе и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема в отношении детей, имеющих общее недоразвитие речи и задержку психического развития, так как процесс формирования связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Дети с таким нарушением длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи, а переход к самостоятельному связному высказыванию очень труден.
Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся школы может давать развернутые ответы на вопросы, последовательно и полно излагать свои собственные мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников и произведений художественной литературы.
Дети с ЗПР - разнородная по составу категория лиц с особыми образовательными потребностями. Часть из них имеют нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей задержка возникает на фоне функциональной незрелости центральной нервной системы. Такие дети имеют следующие особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Учащиеся классов VII вида имеют ряд некоторых особенностей речи:
-использование в своей речи слов без понимания их смысла, неполноценность произвольной и отраженной речи;
-несформированность грамматического строя речи;
-обедненность словарного запаса, недостаточность словообразования;
-неосознанность и непроизвольность построения фраз.
Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи младших школьников с задержкой психического развития необходимо реализовать следующие задачи:
-закрепление и развитие у детей навыков речевого общения и коммуникации;
-формирование навыков построения связных монологических высказываний;
-развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
-усвоение норм построения связного развернутого высказывания, таких как тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения;
- формирование навыков планирования высказываний;
-обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа;
-обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого и в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Успешность обучения в школе, полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом – всё это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной диалогической и монологической речи.
Литература
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002 г. – 144с.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М., 2000 г. – 200 с.
Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития – СПб, 1992 г.
Мальцева Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1990 г., - №6.
Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Книга для учителя – М., 1989 г. – 64 с.