Срочная публикация научной статьи


Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности становления взаимоотношений детей с НОДА и детей с нормой развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шестакова Елена Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1727
Показать PDF версию Особенности становления взаимоотношений детей с НОДА и детей с нормой развития дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования

Шестакова Елена Алексеевна

Инклюзивное образование в России постепенно получает все большее распространение, и его эффективность уже доказана отечественными исследователями. Однако по-прежнему актуальным остается ряд нерешенных проблем, изучение которых позволит повысить качество данного направления образования. Одной из таких проблем является изучение взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), в частности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее-НОДА) и их сверстников с нормой развития.

Особенности становления взаимоотношений детей с НОДА и детей с нормой развития в различных по возрасту детских группах в нашей стране являются малоизученными.

Исследованием взаимоотношений детей с нормой развития с «особым» ребенком занимались Г. Алферовой, И. Гилевич, В. В. Сводиной, Н. Шматко и другие. Данные авторы анализировали особенности общения детей в начальной и в средней школе [1].

Авторами было отмечено, что здоровые дети 1-2 классов при общении с детьми, имеющими отклонения в развитии сенсорной и двигательной сферы, воспринимают их как равных партнеров, как полноправных членов коллектива, нуждающихся в некоторой помощи как со стороны взрослых, так и сверстников.

Так же авторы подтверждают выводы зарубежных исследователей о том, что в среднем школьном звене отношение здоровых детей к детям с особыми потребностями, а прежде всего с выраженными физическим недостатками, характеризуется в целом как откровенно неблагоприятное. Дети с нормой развития проявляют доминирующее поведение, демонстрируя свое превосходство детям с особыми потребностями. Прежде всего, это наиболее ярко проявляется в том случае, если ранее дети, не имеющие отклонений в своем развитии не имели опыта общения с детьми с ОВЗ [3].

Вместе с тем Л.А. Сырвачева анализируя практику инклюзивного образования в Европе и США пришла к выводу, что даже не продолжительная по времени совместная деятельность детей с нормой развития и детей с ОВЗ с раннего возраста (например, на праздниках, экскурсиях), позволяет детям научиться доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству с «особыми» сверстниками. Автор также указывает, что такое общение предотвращает «психологию расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте, формирует отношение к инвалиду как равному и полноправному члену общества [2].

Это, прежде всего, объясняется тем, что ребенок раннего и дошкольного возраста не обременен шаблонами «как должно быть», поэтому любое новое в жизни он встречает с любопытством и воспринимает как должное.

Длительное наблюдение за общением детей в рамках инклюзивных группы показало, что у детей дошкольного возраста практически не возникает барьера общения с «особенным» ребенком. На начальных этапах дети присматриваются, проявляют любопытство, пытаются выяснить причину, почему пришедший в группу ребенок «не ходит сам», «почему у него такие руки», «почему его мама носит». Прямые и ответы на детские вопросы на доступном для них уровне в достаточно короткие сроки удовлетворяют детский интерес.

Педагогами было отмечено, что дети в группе очень быстро находят общий язык с ребенком с особенностями развития, но при этом «новенький» занимает в группе особое место, особенно в первое время. Дети активно интересуются им, опекают как младшего ребенка, охотно делятся с ним игрушкам, стараются вовлечь в свои игры, оказывают ему всестороннюю помощь. Причем было отмечено, что даже несговорчивые дети, которые обычно не проявляют стремления делиться игрушками, готовы были поступиться своими интересами.

Дети группы принимают ребенка с ОВЗ как равного, но воспринимают его как младшего по возрасту. Сверстники неоднократно отмечали и успехи своего нового товарища: «Артем научился колечки одевать», «Ксюша молодец, уже мяч хорошо ловит»; интересовались здоровьем ребенка, когда он не посещал детский сад из-за операции, вместе радовались его первым шагам.

К концу наблюдаемого нами периода пребывания «особого» ребенка в группе сверстников было отмечено, что тенденция к опеке снизилась. У ребенка с НОДА обозначился свой более узкий круг общения в группе, появились товарищи по интересам, как это свойственно детям в коллективе дошкольной группы. Малышу удалось влиться в детский коллектив как равноправному его члену.

Данные нашего исследования подтверждают значимость раннего инклюзивного образования не только для детей с особенностями развития, но и для их нормально развивающихся сверстников, и для общества в целом. Так взаимодействие детей в инклюзивной группе нравственно обогащает всех участников образовательного процесса, способствует развитию таких качеств, как гуманность, толерантность, готовность прийти на помощь и гуманизации взаимоотношений детей в целом.

Список литературы:

  1. Гаврилушкина О. П. Социальное взаимодействие современных дошкольников и проблема инклюзивного и интегрированного обучения // Материалы городской межвузовской научно-практической конференции «Равные возможности — новые перспективы». М.: МГПУ, 2010.
  2. Сырвачева Л.А. Психологические аспекты адаптации детей с ОВЗ в процессе инклюзии / Л. А. Сырвачева // Школьный логопед. — 2014. —  4. — С. 58-72.
  3. Михальченко К. А. Инклюзивное образование — проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. 2012. № 5. С.77-79.