Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Терехова М.В.
учитель-дефектолог
МБОУ "Школы №19 г. Ельца"
Features of the state of spatial-temporal representations in first-grade students with general underdevelopment of speech of level 3
Аннотация: В данной статье автор рассматривает процессы формирования и становления пространственно-временных представлений у обучающихся с общим недоразвитием речи.
Abstract: In this article, the author examines the processes of formation and formation of spatial-temporal representations in students with general speech underdevelopment.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, пространственно-временные представления, когнитивная и речевая деятельность, звукопроизношение, замены.
Keywords: general underdevelopment of speech, spatial-temporal representations, cognitive and speech activity, sound reproduction, substitutions.
По мнению многих отечественных и зарубежных ученых (Семаго Н.Я., Семенович А.В) пространственно-временные представления представляют собой в первую очередь представления о пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов [5]. Это чрезвычайно важный показатель, который отражает взаимодействие человека с окружающей средой, в данном случае младшего школьника.
Значение исследования сферы пространственно-временных представлений в психологической литературе очень высоко. Изучением данной проблемы занимались Защиринская О.В. и Курчинина О.Л. Во-первых, стоит обратить внимание на тот факт, что одной из главных причин неуспешного овладения навыком письма младшими школьниками является недостаточное сформированность пространственных представлений [1].
Владение пространственно-временными представлениями главным образом играет определяющую функцию в развитии как когнитивной, так и речевой деятельности ребенка. Кроме того, она является одним важных факторов формирования сенсорной интеграции, адаптирующей его к окружающей действительности. Многие учены (А. М. Леушина, А.А. Люблинская, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова и др.), считают, что пространственно-временные представления формируются в соответствии с генезом отражения пространства и времени, соприкасаясь теснейшим образом с речевой активностью, которая в свою очередь выступает с двух сторон [1]:
— с одной: как средство выражения сложной системы пространственно-временных знаний;
— с другой: как организатор ориентировки в категориях пространства и времени.
Ряд исследователей, среди которых Умрих С.О., Семаго Н.Я. отмечают недостаточную сформированность пространственных представлений у младших школьников с общим недоразвитием речи. Обучающиеся
В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» следует понимать как, речевую патологию, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы в целом у детей, имеющих сохранный первично сохранный интеллект и слух. Что же касается обучающихся 1 класса с ОНР 3 уровня, то они имеют следующие характерные особенности [4]:
— Наличие фразовой речи;
— Речь в целом агроматична;
— Звукопроизношение недостаточно дифференцировано;
— Присутствует значительное отставание в развитии ряда фонематических процессов [4].
Как известно из-за нарушений устной речи, возникают и проблемы в письменной. Кроме того, в значительной степени страдают и различного рода математические операции, такие как простой счет, сложение и вычитание, различение геометрических фигур и др.
Н. Я. Семаго утверждает, что у обучающихся первого класса с ОНР визуальное восприятие задерживается в своем развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми. Оно имеет слабый целостный образ предмета при ориентации на внешние предметы, которые не обладают значительно нарушенными пространственными характеристиками такие, как присутствие противоположных сторон: спереди-сзади, наверху — внизу, сбоку справа — сбоку слева, различение пространственных характеристик в объектах нередко путает детей (например, в некоторых видах обучающих игрушек: пирамиды, башенки, кубы). Некоторые игрушки, например, изображения птиц, животных, не соответствуют пространственной схеме тела индивида. Это препятствует узнаванию её ребенком при естественном восприятии и требует большей наглядности (изображения их в рисунках) [3].
Их всего вышесказанного можно выделить следующие особенности состояния пространственно-временных представлений у обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи 3 уровня:
— Незнание названий большого количества частей предметов;
— Слабая дифференцировка свойств объектов;
— Трудность и частая невозможность нахождения предмета по описанным признакам;
— Опускание и замена предлогов;
— Незнание или нетвердое знание базовых временных единиц (времени года, месяцев, дней недели логического порядка) [2].
Таким образом, все изученные теоретические и практические исследования пространственно-временных представлений младших школьников с ОНР 3 уровня имеют достаточно выраженную специфику.
Список использованных источников:
1. Ананьевские чтения — 2008 : Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход : материалы науч.-практ. конф.,
2. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. — 79 с.
3. Войтик Т.Н. Организация коррекционной работы по формированию начальных форм ориентировки в пространстве у детей с ограниченными возможностями здоровья Материалы V Всероссийской научно-практической конференции: Психология Образования: Психологическое Обеспечение «Новой Школы» [Текст] / Т.Н. Войтик. — М., 2011. — С.74-75.
4. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 1998. −320 с.
5. Ромусик, М.Н. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними [Текст]/ М.Н. Ромусик // Логопед в детском саду. — 2008. — № 3. — С.