Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности словообразовательной модели в английском языке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Жураев Гайрат Эркинжонович, Нормуминов Ботир Холмаматович, Бегимкулов Тулкин Сулаймонович, Пирназарова Умида Шариповна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2018»  (октябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 3479
Показать PDF версию Особенности словообразовательной модели в английском языке

Жураев Гайрат Эркинжонович
учитель английского языка
общеобразовательной школы № 41 Шерабадского района,

Нормуминов Ботир Холмаматович
учитель английского языка
общеобразовательной школы № 47 Кумкурганского района,

Бегимкулов Тулкин Сулаймонович
учитель английского языка
общеобразовательной школы № 30 Джаркурганского района,

Пирназарова Умида Шариповна
учитель английского языка
общеобразовательной школы № 3 Термезского района

Учеными давно было замечено, что по одним словообразовательным моделям можно образовать почти бесконечное или, по крайней мере, значительное число производных, другие же характеризуются неспособностью к свободному производству слов.

Продуктивность является одной из главных характеристик самых различных языковых единиц. Особое значение продуктивность приобретает в словообразовании, и в частности, при характеристике словообразовательной модели, являющейся центральным механизмом в создании новых слов.

Продуктивность в теории словообразования имеет синонимичный термин — «словообразовательная активность», под которым подразумевается способность словообразовательных средств образовать новые слова. Следовательно, продуктивными следует считать такие модели, по которым на данном этапе развития языка образуются новые слова. По степени продуктивности все словообразовательные модели можно разделить на высокопродуктивные, малопродуктивные и непродуктивные.

В английском языке примером высокопродуктивных можно считать модели производных слов с суффиксами: V + -er (thinker), N + -able (readable), N + -less (headless); с префиксами: re- + V (rethink), pre- + V (prefabricate). В качестве малопродуктивных выступают модели производных с суффиксами: N + -en (woolen), N + -ate (granulate); с префиксами: be- + V (becloud), dis- + V (dislike). К непродуктивным относятся следующие модели: N + -hood (childhood), in- + A (incorrect).

Продуктивность не является постоянным свойством модели, она в определенный период развития языка может изменить характер своей продуктивности и перейти из класса неактивных моделей в активные.

Необходимо сказать, что активность словообразовательных моделей детерминируется многочисленными факторами: экстралингвистическими и лингвистическими (фонетическими, фонологическими, морфологическими, этимологическими, деривационными, семантическими, стилистическими). Также, огромное значение имеют свойства лексических единиц, их конкуренция с уже существующими языковыми обозначениями, коммуникативные и прагматические причины.

В английском языке, например, производные прилагательные содержат до 70 суффиксов разного происхождения. Из них суффиксы -ate, -ory, -ine, -id и другие никогда не соединяются с иcкoнными основами; напротив, такие суффиксы, как -ward, -most, -fold, никогда не сочетаются с основами заимствованными.

Небезынтересен и тот факт, что в 96% случаев исконные суффиксы, с помощью которых образуются производные прилагательные в английском языке, присоединяются к одноморфемным производящим базам (wolfish ’волчий’, fatherly ’отцовский’, painful ’болезненный’, papery ’бумажный’, swanlike ’лебединый’ и др.).

Примером ограничительного действия семантики производящих баз может явиться сочетаемость адъективного суффикса −1у с обозначениями лиц, единиц измерения времени (manly ’мужественный’, kingly ’королевский’, daily ’ежедневный’, weekly ’еженедельный’ и т.д.) и исключение из сферы действия этого суффикса названий растений, материалов и т.д., которые типичны для модели с адъективным суффиксом -у (piny ’сосновый’, clayey ’глинистый’ и др.)

Активность словообразовательной модели, несомненно, регулируется уже существующими в лексической системе языка единицами. Так, отсутствие производных с префиксом un- типа *ungood, *unsoft, *unlong в серии слов типа unkind ’недобрый’, unready ’неготовый’, unpleasant ’неприятный’ и т.д. обусловливается, среди прочих факторов, тем, что в лексике английского языка имеются простые слова bad ’плохой’, hard ’твердый’, short ’короткий’ и т.д.

Продуктивность не следует отождествлять с употребительностью. Слов, образованных по непродуктивным моделям, в любом тексте может оказаться больше, чем слов, построенных по продуктивным. Существенная особенность продуктивных моделей лежит не в употребительности слов, образованных по ним, а в способности этих моделей к созданию неограниченного числа новых слов.

Вышеупомянутый подход к определению продуктивности является общепринятым, однако существуют и другие. Несмотря на общую тенденцию отождествления понятий «продуктивность» и «активность», К.С. Кубрякова разграничивает их. «Продуктивность, — пишет Е.С. Кубрякова, — это скорее количественная характеристика словообразовательного ряда: модель продуктивна, когда по ее образцу в языке созданы десятки, а то и сотни производных. С другой стороны, активность модели — это скорее качественная ее характеристика, ибо она означает способность словообразовательного ряда к пополнению новыми единицами.

Из сказанного можно сделать вывод, что продуктивность — это статическая характеристика словообразовательной системы, это учет результатов ее действия, это отражение реализации способности разных словообразовательных моделей в определенные временные периоды к словопроизводству. Многие словообразовательные модели различаются именно в количественном аспекте: ср. довольно ограниченный и закрытый список производных с суффиксом -dom (Kingdom, princedom и т.д.) и огромный, открытый ряд производных с суффиксом —y (bushy, windy, silky) в современном английском языке.

Активность — это динамический, процессуальный аспект словообразовательной системы, ее способность к действию, пополнению языка новыми лексическими единицами, к выполнению определенных коммуникативных заданий.

Отличие продуктивности от активности можно увидеть на примере следующих словообразовательных моделей. Модель V + -er является продуктивной и активной, т.к. в английском языке существуют сотни слов, содержащие суффикс —er (teacher, speaker, driver), и эта словообразовательная модель свободно используется для создания новых слов (respecter, breakfaster). Словообразовательная модель N + -ful относится к неактивным, но продуктивным моделям. Это обусловлено тем фактом, что в английском языке можно встретить огромное количество слов с суффиксом —ful (hopeful, useful, beautiful), но эта модель не создает новые слова. По очевидным причинам модель A + -th (depth, length) является неактивной и непродуктивной.

Аффиксальный способ словообразования в английском языке

Как видно из вышесказанного, словообразовательная модель показывает, как образовано слово в каждом конкретном случае, и помогает создать аналогичные значения аналогичными средствами. Понятие словообразования в целом включает в себя и обобщения, объединяя разные модели в группы по способам образования слов. Относительно количества способов словообразования существуют разные мнения. Эти расхождения объясняются тем, что различные способы меняют свою активность и на долгое время могут оказываться более или менее продуктивными или вообще замирать. Так или иначе, общепризнано, что наиболее продуктивны в настоящее время 5 способов словообразования: аффиксация, конверсия, словосложение, обратная деривация, сокращение.

«Конверсия — это такой способ словообразования, по которому от одной части речи образуется другая без каких-либо изменений во внешний форме слова». Для конверсии продуктивны следующие словообразовательные модели: N ® V (book : книга — записывать в книгу), V ® N (fall: падать — падение).

Словосложение — это способ образования сложных слов путем соединения двух или более основ в одно слово. Сложению могут подвергнуться простые основы (cowboy, blackboard, spaceship,etc.), а также простая основа и основа производная (pen-holder, match-maker, baby-sitter). Способ соединения основ может быть нейтральным, когда обе основы соединяются «встык» (eye-brow, sunrise, schoolgirl), и с помощью соединительного элемента (handicraft, tradesman, mother-of-pearl).

Обратная деривация представляет собой процесс образования глаголов путем усечения суффикса от коррелятивных имен существительных типа burgle(заниматься кражами со взломом) от burglar(взломщик, вор, грабитель), televise (показывать по телевидению) от television (телевидение).

Сокращение — это такой способ словообразования, суть которого заключается в отсечении части основы, которая либо совпадает со словом, либо представляет собой словосочетание, объединенное общим смыслом. Сокращения принято подразделять на лексические и графические.

К лексическим относят усеченные слова (doctor ® doc; refrigerator ® frig) и акронимы, которые образуются из начальных букв слов, входящих в словосочетание, объединенное общим смыслом (British Broadcasting Corporation ® BBC; acquired immune deficiency syndrome ® AIDS). Графические сокращения также многочисленны и употребляются для обозначения мер, единиц или величин (kg, km) .

Из вышеупомянутых способов словообразования наиболее продуктивными являются аффиксация, конверсия и словосложение. Они представлены наиболее разветвленной системой словообразовательных моделей. Однако в данной работе мы остановим наше внимание на аффиксальном способе словообразования. Такой выбор обоснован целью работы, т.е. изучением семантика английского суффикса — y.

Аффиксация — один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе. Аффикс — морфема, которая присоединяется к корню и служит для образования слов. Аффиксальные морфемы, видоизменяющие слово, подразделяются на словоизменительные (модифицируют грамматическое значение) и словообразовательные (модифицируют лексическое значение). Первые выполняют грамматическую функцию, не влияя на лексическое значение слова. Словоизменительные аффиксы универсальны, т. е. применимы для всех (или большинства) слов данной грамматической категории. В качестве примеров можно назвать суффиксы степеней сравнения -ег и -est, суффикс -ing в вербалиях. Результат применения такого типа аффиксов — появление новой словоформы.

Аффиксы словообразовательные — аффиксы, вносящие новое лексическое значение, дополнительное по отношению к тому, которое уже содержится в корневой морфеме. Доминирующей для аффиксации является проблема деривационного статуса аффиксальных морфем. Достижения теории словообразования позволяют более четко и точно определить понятие деривационного аффикса и выделить из множества препозитивных и постпозитивных морфем те, которые по своей функции, семантике и структурным свойствам являются собственно деривационными аффиксами. Важную роль в определении статуса деривационной морфемы играет ее семантика.

Список использованной литературы

  1. Амосова Н.Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. — М.: 1956 — 217 с.
  2. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка. — М.: 1999 — 320 с.
  3. Аракин В.Д. История английского языка. — М.: 1985 — 256 с.
  4. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. — М.: 1973 — 302 с.
  5. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. — СПБ.: 2003 — 74 с.