Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Мишурина Ольга Владимировна,
магистрант 2 курса факультета политологии
ЮРИУФ РАНХиГС, Россия, г. Ростов-на-Дону,
E-mail: olia.mishurina@yandex.ru
Селина Виктория Андреевна,
студент 4 курса факультета политологии
ЮРИУФ РАНХиГС, Россия, г. Ростов-на-Дону
E-mail: selina_94vika@mail.ru
Чартия Дарья Гиаевна,
студент 4 курса факультета политологии
ЮРИУФ РАНХиГС, Россия, г. Ростов-на-Дону
E-mail: darya.chartiya@mail.ru
На протяжении всего исторического процесса развития общество наполнено выдающимися личностями и группами людей, играющими ведущую роль в различных сферах жизни. Масштабные геополитические вызовы со стороны Запада и конкурентная борьба за мировое господство с Россией, придают актуальность исследованию образов политических элит и их трансформации в условиях геополитической интеграции.
Борьба за политическое и экономическое влияние на мировой арене продемонстрировала необходимость в изменении российских политических лидеров и их внешнеэкономических установок, способных задать новые ориентиры эволюции мировой политики.
Политическая элита — это особая группа людей, занимающая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями. [5] Политическая элита сохраняет преемственность в реализации внутренней и внешней политики, адаптируя базовые установки и доминирующие методы реализации политического курса к решению текущих задач в различных регионах страны.
Именно поэтому, целесообразно изучить состав российской политической элиты XXI века, каналы ее рекрутирования и масштабы влияния на мировом геополитическом пространстве.
Очевидно, что политическая элита относительно самостоятельная, привилегированная группа политических деятелей и высших руководителей государства и общества, обладающая выдающимися профессиональными, социальными и психолого-личностными качествами, обеспечивающими возможность реализации принципиальных кардинальных решений. Но существуют ли объективные механизмы определения принадлежность к политической элите и каковы способы ее рекрутирования?
Исторический опыт насыщен успешными примерами политического рекрутирования, которое зависело от характера общественно-политического строя: кровно-родственные отношения, принадлежность к правящему сословию, имущественный ценз, старшинство, партийная принадлежность, личная преданность лидеру, профессиональная компетентность и т.д.
Вопрос: «Как формируется современный высший эшелон политических кадров и каким набором качеств они должны обладать в условиях геополитической интеграции?» остаются отрытым.
Российские исследователи определяют «рекрутирование политической элиты» как некий процесс, благодаря которому индивиды делегируются для занятия высших политических должностей. Исследовать процесс рекрутирования — "значит понять, как люди вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие посты (в том числе становятся политическими лидерами), устанавливают политические контакты, как они делают политическую карьеру«. [10]
Процесс рекрутирования элиты в каждом обществе институционализирован, т.е. подчиняется определенным правилам, осуществляется через устойчивые каналы рекрутирования. Каналы рекрутирования — это те общественные институты, через которые осуществляется переход представителей масс в элиту. [11] Важнейшими каналами рекрутирования политической элиты являются:
— политические партии и общественные организации. На протяжении многих лет партийная составляющая играет ключевую роль в избирательном процессе страны и формирует внутренний и внешний вектор развития президентской администрации. Примером может служить партия «Едина Россия», являющаяся правящей и пропрезидентской. Она является официально зарегистрированной крупнейшей политической партией Российской Федерации. По итогам выборов 2003 и 2011 годов «Единая Россия» сформировала в Государственной думе парламентское большинство, в 2007 и 2016 годах — конституционное большинство. [6] Данное положение партии не только сосредотачивает в ее власти управленческие и финансовые ресурсы, но и наделяет партию властными функциями и полномочиями. Обладание такими качествами и определяет членов партии «Единой России» как политическую элиту страны.
— образовательные учреждения и научно-исследовательские центры. Представители таких организаций выступают в составе экспертных групп на различных уровнях государственной власти по анализу, разработке и поиску механизмов решения каких-либо проблем. Через сотрудничество с влиятельными политическими фигурами принимаются важные политико-стратегические решения, влияющие как на внутреннюю, так и внешнюю политику государства. Примером такого взаимодействия может послужить Южно-Российский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, который готовит высококвалифицированные кадры для политической системы России, а также обеспечивает экспертно-аналитическое сопровождение заседаний Правительства Российской Федерации (в 2016 г. были подготовлены аналитические материалы профессорско-преподавательского состава факультета политологии: профессором Кузиной Светланой Ивановной и профессором Черкасовой Татьяной Павловной, профессором Змияком С.С. и др. «Общественный договор — 2030. Продолжая цепочку подобных ВУЗов и НИИ можно назвать: Российский институт стратегических исследований, Международный фонд политико-правовых исследований «Интерлигал», Центр «Экономико-политических исследований» и многие другие;
— правоохранительные органы и военные службы. Военное превосходство считается главным фактором обеспечения национальной безопасности страны и возможностью мирового лидерства. Они должны сохранять ведущую роль в формировании нового геополитического порядка на международной арене;
— бизнес-структуры. Такой социальный лифт является распространённым в депутатском корпусе. Примером может служить Государственная Дума, в которой в немалом количестве присутствуют бывшие представители бизнеса. В Государственной Думе выходцы из бизнес-структур являются членами «экономических» комитетов (Комитет по экономической политике и предпринимательству, Комитет по финансовому рынку, Комитет по бюджету и налогам). Это вполне логично, так как профессиональный опыт бывших бизнесменов может быть полезен в работе этих комитетов.
— публичные сферы деятельности (театр, кино, спорт) являются еще одним мало распространенным каналом рекрутирования, включая в свой список публичных, узнаваемых людей, которые для многих являются авторитетами и лидерами мнений, хотя они могли быть далеки от политики. Примерами таких людей могут служить: Кобзон Иосиф Давыдович (советский и российский эстрадный певец (баритон), музыкально-общественный деятель, педагог, Депутат Государственной думы РФ
Результаты пилотажного исследования, представленного А. В. Шентяковой в работе «Проницаемость каналов рекрутирования в политическую элиту», базируются на анализе методом выборочной совокупности 99 представителей элиты, которые являлись депутатами Государственной Думы. Из анализа биографических данных составлено процентное соотношение родов деятельности респондентов до избрания в Государственную Думу (таблиц 1.). Данные таблицы показывают, что основными каналами рекрутирования для выборочной совокупности являются органы бизнес-структуры и исполнительной власти. При этом в каждом следующем созыве постепенно возрастает представительство бизнес-групп с 25% в 2003 г. до 35% в 2011 г. Из органов исполнительной власти в 2003 г. были рекрутированы 36% депутатов, а к 2011 г. их количество увеличивается до 45%. Данные таблицы также демонстрируют последовательное снижение доли депутатов из общественных организаций, СМИ, системы здравоохранения и образования.
Таблица 1. Род деятельности депутатов до избрания [4]
Род деятельности | 2003 г. | 2007 г. | 2011 г. |
Бизнес — структуры | 25% | 31% | 35% |
Руководящие должности в органах исполни- тельной власти | 36% | 41% | 45% |
Руководители общественных организаций, СМИ, партий | 10% | 10% | 5% |
Образование, здравоохранение | 12% | 6% | 10% |
Армия, силовые ведомства | 17% | 12% | 5% |
Таким образом, многообразие каналов рекрутирования политических элит дает возможность привлекать высококвалифицированные кадры из различных сфер деятельности в высшие эшелоны власти. Способы и механизмы такого привлечения должны основываться на следующих принципах:
— законность. Российская Федерация является правовым государством, где действия граждан должны быть регламентированы нормой закона. Возможности карьерного лифта политических элит также не являются исключением. Конституция РФ [1], Гражданский кодекс РФ [2], Федеральный закон от 27.07.2004 N
— открытость. Исторический опыт показывает, что закрытый тип рекрутирования политической элиты изжил себя во всех ипостасях. Модель карьерного лифта, отобранных из узкого привилегированного слоя, воспроизводится на своей собственной ограниченной базе, неминуемо деградирует, загнивает, рано или поздно уступая место более открытой элите, что ведет к изменению всей социально-политической структуры общества. Преимущество открытости рекрутирования политической элиты характеризуется расширенной социальной базой, высокими шансами длительности своего господства, конкурентоспособностью по отношению к другим социально-политическим системам. Россия перешла из царской закрытой системы политической элиты к демократической открытой, что говорит о ее модификации в условиях социальной трансформации общества;
— доступность. Мы живем в демократическом государстве, где каждый гражданин имеет право на доступную информацию. Примером может служить открытость конкурсов на замещение вакантных должностей государственно-гражданских служащих.
Несмотря на достаточную разработанность принципов политического рекрутирования элит, дискуссионным остается вопрос состава и функций политических элит, а также какими качествами для их выполнения должны обладать политические элиты в условиях мировой геополитической интеграции.
По нашему мнению, исходя из необходимости планирования Стратегии развития России на
— сохранение национальной безопасности;
— сохранение национальной идентичности;
— поддержание экономического роста государства;
— повышения качества жизни населения и другие.
Для выполнения данных функций, политическая элита должна обладать рядом компетенций, позволяющих успешно выполнять поставленные перед ней задачи.
Нами было проведено социологическое исследованию методом анкетирования, среди студентов факультета политологии ЮРИУФ РАНХиГС. Генеральная совокупность составила 50 человек. В ходе исследования мы задали респондентам ряд вопросов. Одним из них был «Какие качества, на ваш взгляд, должны быть присущи политическим лидерам?». Проранжировав 19 качеств необходимых политическому лидеру (рис.1.) мы видим, что основной платформой является образованность (на верхнюю позицию его возвело наибольшее количество ответов анкетируемых); затем это профессионализм и ответственность; решительность в принятии политических решений, также для наших респондентов является одним из главных качеств современного лидера близость к народу, бескорыстное поведение и честность по отношению к нему, доброжелательность и справедливость, которые входят в топ 10 приоритетных качеств современной политической элиты. Целеустремлённость, вежливость, дружелюбие, участливость не могут найти свою нишу, вертикального отбора, поскольку респонденты неоднородно распределились во мнении по поводу данных качеств, но этот факт никак не преуменьшает их значимость. Такое качество как чувство юмора, по мнению анкетируемых необязательно должно присутствовать у политических лидеров. По всей видимости это объясняется высокой ответственностью занимаемых должностей.
Рис.1. Качество, которыми должны обладать политические лидеры по мнению респондентов факультета политологии ЮРИУФ РАНХиГС
Подводя итоги можно сделать вывод, о том, что рекрутирование политической элиты через институциональные каналы весьма эффективный механизм социальной стратификации. Стремление мировых держав к однополярному господству заставляет искать новые пути «взращивания» политической элиты способной адаптироваться к стремительно меняющейся геополитической интеграции.
Список литературы