Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности профессиональных представлений у педагогов разного возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Желдоченко Людмила Дмитриевна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1616
Показать PDF версию Особенности профессиональных представлений у педагогов разного возраста

Желдоченко Людмила Дмитриевна
Канд. психол. наук, доцент
кафедры организационной и прикладной психологии,
г. Ростов-на-Дону

АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты и выводы эмпирического исследования профессиональных представлений у педагогов. Показаны представления педагогов об объекте своей деятельности и о самой профессиональной деятельности. Достоверно точно установлено, что профессиональные представления у педагогов разного возраста различаются.

ABSTRACT
The article presents the results and conclusions of an empirical study of professional ideas of teachers. The views of teachers about the object of their activities and about the most professional activities are shown. It is reliably established That professional ideas of teachers of different ages differ.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное развитие, профессиональные представления, субъект труда, объект деятельности.

Keywords: professional activity, professional development, professional representations, subject of work, object of activity.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема профессионального становления педагога, на сегодняшний день, актуальна как никогда. Социально-экономические перемены в современном обществе диктуют новые требования к профессиональной подготовке специалистов.

Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что проблема профессиональных представлений исследуется в разных ракурсах: динамика развития представлений о профессии на разных этапах обучения изучаются в работах Л.Д. Желдоченко, М.В. Науменко, И.А. Панкратововй, Е.И. Рогова и др. [1, 2, 7]. Исследования профессий и профессионального образования отражены в исследованиях И.В.Вачкова, Э.Ф. Зеера, Ю.П. Поваренкова, А.К. Марковой, Л.Н. Митиной и др. [3]. Психолого-акмеологические особенности представлений как регуляторов личностно-профессионального развития и формирования отношений изучали А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.В. Селезнева и др. [3, 5, 6]. Анализируя представленность исследований в научной литературе по проблеме профессиональных представлений, можно заключить, что на сегодняшний день данный феномен недостаточно проработан.

Профессиональные представления являются важной составляющей профессионального самоопределения [3]. Ученые отмечают, что чем более полные, четкие и адекватные представления о выбранной профессии у субъекта труда, тем эффективнее его самореализация в профессии, тем успешнее его профессиональный путь [1, 2, 4]. Под профессиональными представлениями ученые понимают сложный многоаспектный феномен, включающий в себя три взаимосвязанных компонента: представление о профессии и личности профессионала; представление о себе как о будущем профессионале и представление о возможном профессиональном будущем [1, 4].

В нашем исследовании принятии участие педагоги техникума. Общий объем выборки составил 69 респондентов. Стаж работы варьирует от 1 года до 42 лет. Возрастные границы от 20 до 60 лет. Для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что профессиональные представления у педагогов разного возраста могут различаться, был использован комплекс методов включающий: «Опросник, направленный на изучение представлений об объекте деятельности» (Е.И. Рогова), Методы математической и статистической обработки: определение достоверности различий по критерию Краскала-Уоллеса. На первом этапе в соответствии с задачами нашего исследования было проведено изучение профессиональных представлений у педагогов разного возраста. Выборку респондентов разделили согласно возрастной периодизации В.И. Слободчиковаи Е.И. Исаева:

— 1 группа (молодость) от 21 года до 28 лет;

— 2 группа (взрослость) от 32 до 42 лет;

— 3 группа (зрелось) от 44 до 60 лет [5].

На Рисунке 1 представлены результаты представлений объекте деятельности у педагогов разного возраста.


Рисунок 1. Степень выраженности представлений об объекте деятельности у педагогов разного возраста.

Как видно из Рисунка 1, степень выраженности по всем факторам у педагогов разного возраста различная. Так, по фактору оценки наибольшая степень выраженности у педагогов группы «взрослость», меньшая выраженность у педагогов группы «молодость» и самая слабая выраженность у педагогов группы «зрелость». Следовательно, можно предположить, что для педагогов группы «взрослость» характерно уважительное отношение к объекту со стороны субъекта, они склонны принимать объект, осознавать его как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Педагогов группы «молодость» отличает недостаточный уровень принятия объекта, критическое отношение к нему. Педагогам группы зрелость свойственно ощущение малой ценности объекта.

По фактору силы степень выраженности выше у педагогов группы «взрослость», меньшая степень выраженности у педагогов группы «зрелость», и у педагогов группы «молодость» самая низкая выраженность. Следовательно, можно предположить, что педагоги группы «взрослость» воспринимают объект, как способный в трудной ситуации проявлять уверенность в себе, своих силах, независимость и склонность рассчитывать на собственные силы в отличие от педагогов группы «зрелость» и педагогов группы «молодость», которые представляют объект, как неспособный держаться принятой линии поведения, неспособности добиваться желаемого, контролировать ситуацию. По фактору активности наибольшую степень выраженности показали педагоги группы «молодость» в сравнении с остальными группами педагогов. Можно предположить, что именно педагоги этой группы представляют объект активным, общительным, эмоциональным отзывчивым, импульсивным. Педагоги группы «взрослость» и «зрелость» представляют объект деятельности в большей степени пассивным и интровертируемым.

По фактору четкости наибольшую степень выраженности показали педагоги группы «взрослость», далее, по степени выраженности показатели группы «зрелость» и более низкая степень выраженности по данному фактору у педагогов группы «молодость». Следовательно, педагоги группы «взрослость» представляют образ более точным, контрастным, адекватным, в отличие от педагогов остальных групп.

Для проверки предположений о достоверности различий, нами была проведена статистическая обработка данных с помощью критерия Краскала-Уоллеса. В результате выявлены достоверно значимые различия в показателях по фактору оценки (Н=87,536, p=0,000) и фактору активности (Н=69,457, p=0,000).

Далее, согласно задачам исследования были изучены профессиональные представления педагогов о своей работе. Результаты представлены на Рисунке 2.


Рисунок 2. Степень выраженности представлений о своей работе у педагогов разного возраста.

Как видно из Рисунка 2 степень выраженности представлений о своей работе по факторам оценки, силы, активности и четкости у разных групп педагогов различная. Так степень выраженности по фактору оценки выше у педагогов группы «зрелость», они склонны представлять свою работы более позитивно, нежели педагоги остальных групп, наделяя ее социально желаемыми характеристиками, в определенном смысле удовлетворены.

По фактору силы наибольшую выраженность показали педагоги группы «молодость». Они в отличие от педагогов других групп представляют работу, как способствующую развитию волевых качеств, уверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Педагоги группы «взрослость» и «зрелость» более склонны представлять работу как способствующую развитию тревожности и астенизации.

По фактору активности наибольшую выраженность показали педагоги группы «молодость». Можно предположить, что им свойственно представлять работу, как направленную на высокую активность, общительность, эмоциональную отзывчивость, импульсивность, экстравертируемость. Педагоги остальных групп склонны представлять работу как пассивную со спокойными эмоциональными реакциями.

По фактору четкости наибольшую выраженность показали педагоги группы «взрослость». Они склонны представлять работу точной, контрастной, адекватной в отличие о педагогов других групп.

Для проверки предположений о достоверности различий, нами была проведена статистическая обработка данных с помощью критерия Краскала-Уоллеса. В результате выявлены достоверно значимые различия в показателях по фактору силы (Н=72,376, p=0,000), фактору активности (Н=80,457, p=0,000), фактору четкости (Н=68,736, p=0,000). Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что профессиональные представления у педагогов разного возраста различаются.

Список литературы:

  1. Желдоченко Л.Д., Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития: Известия Южного федерального университета. Педагогические науки: Изд. ЮФУ. Ростов н/Д. 2015. — № 12
  2. Желдоченко Л.Д. Взаимосвязь профессиональных представлений и самоэффективности у подростков: Интернет-журнал «Мир науки» 2018, № Вып.6, Том 9
  3. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования / Л. М. Митина. — М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
  4. Обносов В.Н. Представление о профессии как фактор профессионального само-определения учащихся ПТУ: Дис. ... канд. психол. наук: М., 1998. — 190 c
  5. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.Г. Щур. — М.: Школьная Пресса, 2000. — 416 с.
  6. Baumeister, R. F.; Campbell, J. D.; Krueger, J. I.; Vohs, K. D. (2003). «Does High Self-Esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Lifestyles?» // Psychological Science in the Public Interest 4 (1): 1–44
  7. Zheldochenko L. Inadeqacy of professionai submission as a determining factors of professional deformation of the subject of work: The Second International conference on development of psychological science in Eurasia 2014. С. 16-20.