Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Булгакова Екатерина Александровна
магистрант,
Федеральное государственное казённое образовательное
учреждение высшего образования
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
(г. Москва)
E-mail: bulgakowa.ekaterina2012@gmail.com
Научный руководитель: Яловой Олег Анатольевич
доцент кафедры основ прокурорской деятельности,
кандидат юридических наук, доцент,
Федеральное государственное казенное образовательное
учреждение высшего образования
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
(г. Москва), Россия.
Аннотация:
В статье рассматривается организация прокурорского надзора при проведении проверок исполнения наказания в виде лишения свободы условно, анализируются особенности прокурорского надзора. Предлагается методика и тактика осуществления прокурорского надзора с целью повышения его эффективности, а также возможность внесения отдельных актов прокурорского реагирования.
Ключевые слова: прокурорский надзор; уголовно-исполнительная система; уголовно-исполнительное законодательство; исполнение наказаний, условно осужденные.
Либерализация уголовно-исполнительной политики, гуманизация исполнения наказаний в настоящее время решила ряд задач, установленных Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года [1].
Так, на протяжении последнего десятилетия неуклонно сокращается численность подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы в связи с назначением наказания в виде реального лишения свободы [2]. Вместе с тем, общая численность осуждённых кардинально не изменилась и продолжает составлять порядка 1 млн граждан. Значительную часть из числа осуждённых составляют лица, приговорённые к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества [3].
Одним из наказаний, не связанных с реальным лишением свободы, является условное осуждение, предусмотренное ст. 73 УК РФ. В настоящее время данный вид наказания применяется практически к каждому второму осуждённому, что свидетельствует о необходимости постоянного внимания к проблемам его исполнения.
В статистике судимости условное осуждение на протяжении ряда лет преобладает среди альтернативных мер, составляя свыше половины всех мер, не связанных с лишением свободы [4].
Указанные тенденции в развитии уголовного и уголовно-исполнительного законодательства свидетельствуют о повышении нагрузки на учреждения и органы, осуществляющие контроль за исполнением наказания в виде лишения свободы условно, к которым относятся как уголовно-исполнительные инспекции, так и территориальные органы МВД России.
В связи с изложенным, прокурорам необходимо активизировать надзор в указанной сфере.
Предмет, пределы прокурорского надзора, полномочия прокурора регламентированы Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее — УИК РФ), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.
Согласно приказу Генерального прокурора РФ от 16.01.2014 № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях следует проводить ежеквартально.
В соответствии со ст. 187 УИК РФ контроль за поведением условно осуждённых в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями (далее — Инспекция) по месту жительства условно осужденных, а в отношении условно осужденных военнослужащих-командованием их воинских частей. В порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел [5].
Порядок осуществления контроля за поведением условно осуждённых регламентирован ст. 188 УК РФ, а также Приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества».
В ходе проверки надзирающий прокурор должен в обязательном порядке проверить своевременность постановки условно осуждённыхна учёт в Инспекции; порядок исчисления испытательного срока; полноту, своевременность осуществления контроля за поведением условно осуждённых, в том числе соблюдение возложенных на них судом и уголовно-исполнительным законодательством запретов и ограничений; законность применения мер поощрения и взыскания; соблюдение условий и порядка осуществления приводов, обоснованность их применения либо неприменения в каждом конкретном случае; законность направления в суд представлений о возложении дополнительных обязанностей, продлении испытательного срока либо отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, в том числе необходимо проверять полноту сбора материалов; порядок проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении лиц, скрывшихся от контроля Инспекции; обоснованность и своевременность снятия с учёта условно осуждённых.
Необходимо отметить, что контроль за соблюдением условно осуждённым общественного порядка и исполнением возложенных на него судом обязанностей — важное направление в деятельности Инспекции.
При осуществлении контроля Инспекция не только взаимодействует с различными органами и организациями с целью получить информацию о личности осуждённого, но и ведёт постоянную профилактическую работу, включающую в себя общение с психологами, проведение бесед, посещение по месту жительства и т.д.
Несоблюдение осуждённым указанных требований приводит к дополнению ранее возложенных обязанностей, продлению испытательного срока, а в крайних случаях к отмене условного осуждения и реальному исполнению наказания.
В соответствии со ст. 189 УИК РФ испытательный срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. В испытательный срок засчитывается и время, прошедшее со дня провозглашения приговора.
Согласно ч. 1 ст. 190 УИК РФ при уклонении условно осуждённого от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда, причинённого преступлением, в размере, определённом решением суда, путём сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причинённого преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.
В связи с тем, что вынесение предупреждения напрямую затрагивает права и законные интересы осуждённых прокурору необходимо проверять законность данного действия Инспекции, а в случае обнаружения фактов необоснованного вынесения предупреждения при рассмотрении дела в суде, высказывать свою принципиальную позицию с учётом всех обстоятельств дела.
Показательна в данном случае позиция Мегино-Кангаласского районного суда Республики Саха.
Так, постановлением суда было отказано в удовлетворении представления начальника Инспекции о продлении испытательного срока в связи с тем, что осуждённыйбыл привлечён к административной ответственности до постановки на учёт в Инспекции и до разъяснения ему порядка и условий отбытия условного осуждения.
На основании изложенного суд не установил нарушения условий и порядка отбытия наказания, и пришёл к выводу, что представление Инспекции не подлежит удовлетворению [6].
Необходимо отметить, что при изучении личных дел условно осуждённых прокурор также может выявить подобные факты, в связи с чем в рамках предоставленных ему полномочий он имеет право опротестовать постановление начальника инспекции, а в случаях не требующих отлагательства отменить предупреждение постановлением [7].
В случае неявки условно осуждённого в Инспекцию для регистрации либо с отчётом о своём поведении без уважительных причин начальник Инспекции на основании ч. 4 ст. 188 УИК РФ обязан вынести постановление о приводе. А при установлении факта уклонения последнего от контроля Инспекция в соответствии с ч. 5 ст. 188 УИК РФ приступает к проведению первоначальных розыскных мероприятий.
Во всех случаях прокурору необходимо давать оценку полноте мер, принятых Инспекцией к розыску лица, в том числе выполнение ими требований Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утверждённой приказом Минюста России от 20.05.2009 № 142.
В ходе проведения проверок прокурорами выявляются факты бездействия должностных лиц Инспекции, выразившиеся как не организации проведения первоначальных розыскных мероприятий, так и проведения данных мероприятий с нарушением сроков. Нарушения в указанной сфере учитываются судами при вынесении решений, касающихся продления либо отмены условного осуждения.
Так, постановлением Левобережного районного суда г. Липецка отказано в удовлетворении представления начальника Инспекции об отмене условного осуждения Д. в связи с тем, что Инспекция формально подошла к исполнению своих обязанностей и должным образом не доказала факт сокрытия Д. от контроля и отбывания наказания [8].
По всем фактам нарушений требований действующего законодательства целесообразно вносить представления руководителю Инспекции на уровне субъекта Российской Федерации, а также добиваться реального устранения данных нарушений, привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
В случае примерного поведения условно осуждённого в течение испытательного срока в соответствии с ч. 7 ст. 73 и ч. 1 ст. 74 УК РФ Инспекция вправе направить в суд представление о полной или частичной отмене ранее установленных обязанностей, а в отношении осуждённого, отбывшего не менее половины испытательного срока, а также доказавшего своё исправление — об отмене условного осуждения и снятии судимости.
В указанных случаях необходимо проверять законность решения принятого должностными лицами инспекции, наличие соответствующих оснований, в том числе реальное исполнение осуждённым наказания, назначенного приговором суда, соблюдение им запретов и ограничений.
На основании изложенного можно сделать вывод, что проведение проверок исполнения наказания в виде лишения свободы условно является важным направлением прокурорской деятельности, приобретающим все большее значение в связи с расширением сферы применения указанного вида наказания.
Список литературы: