Евразийский
научный
журнал

Особенности мусульманского семейного права

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бахарчиева Аймани Ризавдиновна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2158
Показать PDF версию Особенности мусульманского семейного права

Бахарчиева Аймани Ризавдиновна
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета.
г. Грозный
E-mail: muulkbacharchieva2910@mail.ru

Мусульманское право — одна из восьми существующих на сегодняшний день в мире правовых семей. Для России углубление в изучение особенностей мусульманского семейного права на сегодняшний день является актуальным вопросом. Вера мусульман — это взаимосвязь проповедуемой идеологии и моральных ценностей. Это можно увидеть в нормах, которые определяют семейные взаимоотношения.

В основе Ислама лежит идеология, формирующая мировоззрение и жизненные устремления последователя ислама. Мусульмане чтят Коран и считают, что необходимо жить согласно предписаниям Аллаха, делать то, что прописано Священной книгой и именно эта книга поможет каждому верующему обрести морально-нравственное умиротворение.

Ислам регулируется религиозными предписаниями, он не приемлет правовых норм, которым не учит Коран. По Священной книге супруги должны жить по предписанным нормам Корана, которое формирует мусульманское семейное право.

Исполнение обязанности супружеского сожительства мужем является, по мнению большинства ученых, установленной Кораном обязанностью (фарз) мусульманина. «... Женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной». Одновременно другой аят Корана еще больше предостерегает мужей, указывая, что в их сердцах никогда не будет равного чувства к женам, следовательно, есть опасность нарушения равенства и в жизни. «Вы никогда ко всем из ваших жен не сможете быть равно справедливы, если б вы даже того желали». «А потому добропорядочные жены послушно преданы мужьям и в их отсутствие хранят, что повелел им Бог хранить».

Мусульманское право очень отличается от установленных норм и принципов на Западе. Равенство жены и мужа очень сложно будет разъяснить современному человеку, который не знает традиций и предписаний Корана. В шариате заложено понятие «равного достоинства, различных прав и обязанностей». То есть муж и жена признаются исламом равными в своем достоинстве перед Аллахом, признаются полноценными, взаимодополняющими личностями.

У мусульман права и обязанности мужа чётко регулирует Коран. На жене есть обязательство — это сохранение очага и удовлетворение потребностей детей и мужа, на муже же обеспечение семьи всем необходимым для существования. По предписанию Корана жена должна быть послушна своему мужу, должна чтить его и выполнять его волю, муж же должен заботиться о финансовом положении семьи.

В то же время расхождение репродуктивных установок мужа и жены, установок супругов на профессиональную работу жены и на характер главенства в семье названы в первых рядах «факторов риска», обратно коррелирующих со стабильностью брака. В свое время публикация этих результатов послужила легитимирующим аргументом в пользу горбачевской идеи вернуть женщину к её «естественным» семейным обязанностям. Сегодня те же аргументы предлагаются для изучения будущим психологам-практикам, социальным работникам, семейным консультантам . Несомненно, в ходе исследования мусульманского права могут быть выявлены и другие принципы, лежащие в его основе. Изучение мусульманской правовой системы является, на наш взгляд, приоритетным направлением, которое должно все более охватываться современной юридической наукой России. О растущем интересе науки к мусульманскому праву свидетельствует увеличение количества научных публикаций, работ и исследований в данной области.