Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности личностно-ориентированного подхода в сфере предмета «технология»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Голуб Татьяна Олеговна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 10143
Показать PDF версию Особенности личностно-ориентированного подхода в сфере предмета «технология»
Голуб Татьяна Олеговна, ГБОУ СОШ №128 г.Санкт-Петербург

Личностно-ориентированный подход предполагает не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Личностный подход как направление деятельности педагога – это базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком в коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в осознании себя личностью, выявлении, раскрытии их возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно-значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Таким образом, личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Особенности личностно-ориентированного подхода:

  1. Удовлетворение потребностей и интересов.
  2. Развитие в каждом уникальных личностных качеств и развитие природных способностей.
  3. Перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе между педагогами и их воспитанниками.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующее:

  1. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единых, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов.
  2. Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
  3. Самоактуализированная личность-человек, осозноно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрывающий свои возможности и способности.
  4. Самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей.
  5. Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании себя и окружающей действительности.
  6. Субъект – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществления деятельности.
  7. Я-концепция – осозноваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которых он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.
  8. Выбор – осуществление человеком или группой возможности выбрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
  9. Педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи учащимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижении в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Принципы личностно-ориентированного подхода:

  • Самоактуализация интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физисеских способностей.
  • Индивидуальность личности
  • Субъектности(возможность быть активным субъектом на уроке, в классе, в школе)
  • Выбора (представления возможности разного выбора)
  • Доверие и поддержка
  • Творчество и успех.

Методологические основы организации личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком.

Традиционный урок Личностно–ориентированный урок
1. Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым учеником своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы обучающихся и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий 2. Предлагает обучающимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать школьников в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы обучающихся и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными школьниками 4. Ведет индивидуальную работу с каждым обучающимся
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает обучающимся самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы школьников, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет обучающихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением школьниками 7. Учит обучающихся самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение
8. Разрешает возникающие конфликты между обучающимися: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает обучающихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  1. Использование проблемных творческих заданий.
  2. Применение заданий, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно символическую).
  3. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся.
  4. Сообщение обучающимся организации учебной деятельности в ходе урока.
  5. Обсуждение с обучающимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  6. Стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  7. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа обучающихся, но и анализ того, как обучающийся рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
  8. Отметка, выставляемая школьнику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  9. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Педагогический анализ личностно-ориентированного урока

Мотивационно– ориентационный аспект

Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой обучающегося к работе на уроке? Какие педагогические приемы для этого были использованы?

Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности школьника на формирование их способности к самопознанию?

Содержательный аспект

Является ли адекватным отобранный учебный материал требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности обучающихся?

Пытался ли учитель сформировать системное представление обучающихся об изучаемом явлении или процессе?

Очевидна ли практическая направленность учебного материала?

Организационный аспект

Какие педагогические приемы использовались для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?

Стимулировал ли учитель обучающихся к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?

Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого школьника? Чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности обучающихся? Оптимальна ли мера помощи учителя? Учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности обучающихся?

Присущ ли домашним заданиям дифференциальный характер? Обладали ли ученики реальным выбором домашнего задания?

Оценочно–результативный аспект

Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности обучающегося, выработке у школьника индивидуального стиля познания?

Развитие творческих способностей учащихся

Познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей - памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон.

Система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей:

  • беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени);
  • гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую);
  • оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых);
  • любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира); умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

  • диалогичность;
  • деятельно-творческий характер;
  • направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  • предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, выбора содержания и способов учения и поведения.

Уроки технологии дают учителю широкие возможности для реализации принципов и технологических приемов личностно-ориентированного подхода, особенно в следующих формах:

  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • фронтальная;
  • дифференцированная работа;
  • творческие задания по выбору;
  • самостоятельная работа;
  • обучение сотрудничеству;
  • метод проектов и исследований;
  • разно уровневое обучение;
  • создание ситуации успеха.

Рассмотрим один пример: метод проектов на уроках технологии. Тема «Творческие проекты» в каждом из классов школьного предмета технологии. Она как нельзя лучше помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход и максимально учитывает особенности каждого ученика. Разделы учебника по технологии выделяют для проектирования отдельные занятия:

  • знакомство с творческими проектами
  • этапы выполнения проекта
  • техническая эстетика изделий
  • основные требования к проектированию
  • элементы конструирования
  • основные требования к проектированию изделий
  • принципы стандартизации изделий
  • экономические расчеты при выполнении проекта
  • затраты на оплату труда
  • проектирование как сфера профессиональной деятельности

Учебный (ученический) проект- организованная форма работы, которая ориентирована на более глубокое изучение законченной темы или учебного раздела, позволяющая реализовать подход к обучению через опыт, через действие и предполагающая использование исследовательских и поисковых методов.

Цели использования учебного проектирования:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и использования его знаний на практике;
  • развивать исследовательские умения;
  • развивать у учащегося осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

Этапы разработки учебного проекта:

  1. Подготовительный (мотивация, целеполагание, создание проблемной ситуации, выбор темы, постановка цели проекта)
  2. Проектировочный (общее планирование, построение конкретного плана деятельности, продумывание всех элементов деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции, самостоятельная работа, групповая работа)
  3. Практический (исследование проблемы, темы, сбор и обработка данных, получение нового продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения определенных действий, интерпретация результатов, графическое представление результатов, оформление документации)
  4. Аналитический (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы)
  5. Контрольно-корректировочный (анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок, исправление проекта в соответствии с реальным состоянием дел)
  6. Заключительный ( представление содержания работы, обоснование выводов, защита проекта)

Учебные проекты по технологии чаще всего подразделяются на индивидуальные (6 класс «Подарок маме», 7 класс «Куклы из бабушкина сундука», «Волшебный свет») и групповые (5 класс «Панно из лоскутков»)

Преимущества индивидуальных проектов:

  • план работы над проектом м.б. выстроен и отслежен с максимальной точностью.
  • у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого.
  • учащийся приобретает личный опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта- от замысла до итоговой рефлексии.
  • формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).

Преимущества групповых проектов:

  • в проектной группе формируются навыки сотрудничества
  • проект м.б. выполнен наиболее глубоко и разносторонне
  • на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер- исследователь, лидер- оформитель продукта, лидер- режиссер презентации, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.
  • в рамках проектной деятельности группы м.б. образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, точки зрения, элементы соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Метод проектов на уроках технологии - неоценимый помощник учителя в реализации задач личностно-ориентированного обучения школьников.

Литература:

  1. Ш.А. Амонашвили, Личностно-гуманная основа педагогического процесса — Мн, 1990.
  2. Е.В. Бондаревская ,Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования — Педагогика — 1997. — №4.
  3. Е.В. Бондаревская, Ценности личностно-ориентированного образования — Педагогика — 1995. — №4.
  4. Е.В. Бондаревская , Г.А. Бермус ,Теория и практика личностно-ориентированного образования — Педагогика. — 1996. — №5.
  5. Н.Жук, Личностно-ориентированный урок: технология поведения и оценки — Директор школы — №2 — 2006г.
  6. Н.В.Лежнева, Урок в личностно-ориентированном обучении — Завуч начальной школы №1 — 2002г.
  7. Н.А. Разина, Технологические характеристики личностно-ориентированного урока — Завуч №3— 2004г.
  8. И.С. Якиманская, Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М. : Сентябрь — 1999.