Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Носов Иван Вадимович
Студент магистратуры ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Россия, г. Челябинск
E-mail: ivan.nosov.1992@list.ru
Научный руководитель: Майорова Елена Николаевна
к.ю.н. доцент кафедры конституционного и
муниципального права ФГБОУ ВО «ЧелГУ»
Россия, г. Челябинск
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы прохождения государственной службы в Российской Федерации. Анализируются наиболее важные основания государственной службы. Также осуществляется рассмотрение государственной службы в системе исполнительной власти. Определяется, что милитаризованные виды службы имеют самостоятельное специфическое выражение. Автором устанавливается публично-правовой статус государственных служащих.
Abstract: The article deals with the issues of public service in the Russian Federation. The most important foundations of public service are analyzed. There is also a review of public service in the system of Executive power. It is determined that militarized types of service have an independent specific expression. The author establishes the public-legal status of civil servants.
Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, исполнительная власть, публично-правовой статус, система государственных органов, служебные отношения.
Особенности концептуального оформления государственной службы в системе органов исполнительной власти
Согласно ст. 77 Конституции РФ, исполнительная власть в Российской Федерации определяется как отдельное направление государственной власти, включающее такой элемент как органы исполнительной власти субъектов РФ [1].
Как отмечает Л. Л. Попов, в административном праве исполнительная власть, как правило, рассматривается в качестве абстрактной — политической, правовой категории, а государственное управление — как организационная, правовая категория [8, c. 26].
По мнению профессора Д. Н. Бахраха, исполнительную власть следует считать разновидностью власти административной, в ситуации, когда «исполнительная власть — есть административная власть правового государства» [9, с. 8].
Ряд специалистов в области административного права (А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, Ю. Н. Старилов и др.) относят государственную службу к предмету административного и государственного права, считая их государственно-служебными отношениям [13, с. 21].
В тоже время некоторые ученые, выделяя главенство государственно-служебных отношений в системе государственной службы, высказывают мысль, что государственные служащие выполняют не трудовую функцию, а функцию государства. Так, например, Н. М. Казанцев [13, с. 21] и А. А. Гришковец [11, с. 29] полагают, что реализация государственными служащими функций государства устанавливает публично-правовой статус последних. Дискуссионной также, по мнению вышеназванных авторов, следует считать трактовку конституционного положения, согласно которой, приходя на государственную службу, гражданин реализует именно право на равный доступ к государственной службе, а не право на труд.
Подобная позиция подвергалась критике со стороны представителей науки трудового права, например, таких как, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова, С. А. Иванов и др. Данными специалистами государственные служащие рассматриваются как лица, обладающие двойным статусом. Так, например, Л. А. Чиканова отмечает, что «установление принципа служения госслужащих только государству не учитывает того, что государственный служащий вступает в трудовые отношения и выполняет трудовые функции по определенной должности, его назначение на должность требует заключения контракта, который по существу является ничем иным, как трудовым договором» [16, с. 64].
В свою очередь, по мнению В. И. Катаевой и А. Б. Родионовой, государственная служба как вид трудовой деятельности отличается следующими признаками: государственно-властный характер, упорядоченность, согласованность, направленность, что достигается благодаря четкому правовому регулированию государственной службы [14, с. 108].
Соответственно, исследователями предлагаются полностью противоположные решения. Так, например, А. А. Гришковец предлагает полностью отказаться от регулирования отношений на государственной гражданской службе посредством трудового права и перейти к императивным методам регулирования, присущим административному праву. В поддержку своей позиции он ссылается на А. Ф. Ноздрачева, указавшего, что на государственной службе должен действовать общеправовой принцип, которому должны подчиняться все отрасли публичного права: когда разрешено только то, что прямо указано в законе [12, с. 24].
Однако, с точки зрения С. В. Качушкина, государственные гражданские служащие (в трактовке современного законодательства) такими полномочиями не наделены [15 , с. 21].
Как указывает Л. А. Чиканова, «реально нанимателем является всегда государственный орган, а не государство. И отношения государственного служащего с государственным органом, в котором он состоит на службе, представляет собой трудовые правоотношения» [16, с. 66].
В то же время, что касается милитаризированных видов государственной службы (в частности военной службы) в данном случае принцип служения государству приобретает определяющее значение. Поэтому имеет не только содержательное, но и формально юридическое значение, от чьего имени осуществляются юридически значимые действия.
Организация государственной службы Российской Федерации включает в себя систему должностей (должность — часть полномочий государственного органа) государственной службы, в том числе их распределение по категориям и группам, квалификационные требования к государственным служащим, реестры должностей государственной службы, должностные (служебные) регламенты.
Важным вопросом является установление круга лиц, попадающих под понятие государственного служащего. Прохождение государственной службы в Российской Федерации для данного лица подразумевает:
— назначение на должность;
— исполнение должностных обязанностей;
— включение в кадровый резерв;
— должностной (служебный) и профессиональный рост;
— оценку соответствия занимаемой должности государственной
службы или уровня его квалификации (через аттестацию или квалификационный экзамен);
— иные обстоятельства службы, установленные законодателем;
— процедуру освобождения от должности, увольнения с государственной службы (отставку) [3].
Служебные отношения как таковые должны рассматриваться в контексте конституционных положений и установлений правового статуса личности, возможности его ограничения, а также дополнительных обязанностей для граждан, находящихся на государственной службе, по сравнению с гражданами, которые таковыми не являются.
Характеризуя механизм правового ограничения, Н. Н. Рыбушкин и А. В. Краснов подчеркивают, что законодатель, упорядочивая различного рода общественные отношения, применяет всевозможные средства правового регулирования, например, устанавливая права и обязанности, запреты, пределы и ограничения и т.д. [16, с. 8].
Соответственно, как пишет Ю. Г. Беляева, применительно к гражданам, проходящих государственную службу, ограничения их конституционных прав и свобод — это есть определение законодательством границы реализации прав и свобод, выражающейся в запретах, требованиях, обязанностях и ответственности в целях защиты конституционных ценностей [10, с. 53].
Данное замечание в целом подтверждается ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где указано, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом...в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].
Так, например, правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляющей ограничения, связанные с государственной гражданской службой.
В частности, как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 17 июля 2018 г. №
Подобное ограничение направлено на предотвращение коррупции и конфликта интересов «...и не может расцениваться как нарушающее права государственных гражданских служащих, которые, реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 часть 1, Конституции Российской Федерации), добровольно избирают профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий» [4].
Соответственно, запрет это определенного вида препятствие в удовлетворении определенных интересов субъекта правоотношения. Законодателем сущность запрета определяется в государственно-властных сдерживающих средствах и санкции, предотвращающих нежелательные и противоправные деяния, которые могут причинить вред общественным интересам. Например, гражданину Российской Федерации, проходящему государственную службу, запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность.
Так, например, как указывается в Определении Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. №
В свою очередь, как отмечает Ю. Г. Беляева, юридическая обязанность, обладая правосдерживающим фактором, в отличие от запрета, требует не воздержания, а действия, причем в достаточно жестких рамках, установленных законом, что сдерживает субъекта от противоправного поведения [10, c. 68]. При этом неисполнение обязанностей создает меры юридической ответственности.
Например, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. №
Санкция, как еще один инструмент правового ограничения для государственного служащего, закрепляет юридическую ответственность (наказание), под которой понимается определенная форма правового ограничения, применяемая к данному субъекту, совершившему противоправное деяние.
Так, например, непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (ч. 3.2 ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).
Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом о «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).
Правовые пределы деятельности государственных служащих предполагают установление и определенных дозволений, выражающихся через права данного субъекта. Например, государственный служащий «вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов» (ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе»).
Правовые пределы определены в законодательстве Российской Федерации и опосредованно в Конституции РФ в форме компетенций государственной власти, а также актах Конституционного Суда РФ в силу возможности последнего истолкования положений Основного Закона.
В частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 марта 2014 г. №
В то же время, правовые пределы для граждан, находящихся на государственной службе должны ориентировать государственных служащих на выполнение служебных полномочий и на недопущение различных злоупотреблений со стороны служащих. При этом, вводимые законодателем нормы «...должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования...ограничения прав и свобод...не должны посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания» [5].
Таким образом:
— особенности отношений на государственной гражданской службе образуются в силу: внутренних отношений на государственной гражданской службе; внешних административно-правовых отношений; взаимодействия подобных отношений в процессе исполнения должностных обязанностей данными лицами.
Список использованных источников и литературы
Рукопись вычитана, оформление, факты, цитаты, ссылки проверены. Публикуется впервые