Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Томашук Наталья Владимировна
старший преподаватель
кафедры теории и практики английского языка,
ГГУ имени Ф.Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь
Тандем-метод — это способ автономного изучения иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, которые работают в паре. Методисты относят тандем-метод к интенсивным методам изучения иностранного языка, так как общение происходит непосредственно с носителем изучаемого языка [1, с.184]. Тандем-метод возник в конце XX века в Германии, а в
Основная цель метода — овладение родным языком партнера, знакомство с культурой его страны, с его личностными качествами, а также получение дополнительной информации по интересующим вопросам. Тандем-метод является эффективным способом формирования как социокультурной компетенции — знания культурных особенностей носителя языка, его привычек и традиций, норм поведения и этикета и умения их понимать и использовать в процессе коммуникации, так и социолингвистической компетенции — способности выбирать и использовать подходящие языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения [2, с.
Обучение в тандеме — это одно из наиболее перспективных направлений использования современных технологий, направленных на самообучение и саморазвитие. Это обусловлено следующими особенностями тандем-метода:
1. Взаимное обучение в реальном общении с носителем языка.
2. Отсутствие изначальной адаптации материала.
Подвергать материал адаптации можно лишь в том случае, если один из партнёров его не понял.
3. Индивидуализированный подход.
Учебный план создается с учётом индивидуальных запросов и интересов партнеров, таким образом, он личностно ориентирован.
4. Независимость участников тандема.
Партнеры вольны в подборе материала и выборе видов учебной деятельности. Одним из самых распространенных видов взаимодействия между партнерами является свободная беседа, в ходе которой участники тандема говорят на любую тему, также они могут выполнять грамматические упражнения, упражнения по лексике и другие задания.
5. Оценка не процесса обучения, а результата этого обучения, то есть живого общения на иностранном языке.
В отличие от традиционных средств обучения иностранным языкам, тандем-метод позволяет в процессе обучения достичь максимального уровня индивидуализации и социализации. Во-первых, учебный план по работе в тандеме создается с учетом потребностей и заинтересованности партнеров, следовательно, он личностно-ориентирован и позволяет говорить об индивидуализации. Во-вторых, тандем способствует взаимодействию через обучение в сотрудничестве, и в этом случае мы уже говорим о социализации. В контексте обучения в тандеме индивидуальный и социальный аспекты неразрывно связаны. Такое взаимодействие повышает уровень мотивации участников тандема, так как само общение с носителем языка стимулирует развитие языковых навыков и коммуникативных умений. Взаимодействуя, участники тандема используют иностранный язык на практике, сами оценивают результаты собственной деятельности, следят за динамикой прогресса обучения.
Еще одна особенность данного метода связана с распределением ролей участников тандема и отношений между участниками. Традиционно, роли учителя и ученика четко разграничены, в тандеме же мы наблюдаем смешение ролей. Участники тандема, являясь носителями изучаемого языка, периодически могут выступать в роли учителя, так как знают больше об изучаемом языке друг друга. Обычно на занятиях наблюдаются следующие типы взаимоотношений между участниками образовательного процесса: асимметрические, то есть учитель-ученик, и симметрические — между одноклассниками и одногруппниками. Преимущество тандема заключается в том, что партнеры, являясь носителями изучаемого языка, всегда будут иметь менее авторитарное положение, так как одновременно выполняют функцию ученика, то есть носитель языка не может вызывать какого-либо дискомфорта у другого участника тандема. Подобная смена ролей помогает избежать негативных последствий ассиметричного типа взаимоотношений (чувство неуверенности, страх сделать ошибку, застенчивость и т.д.) и освещает его позитивную сторону в те моменты, когда требуется более компетентный собеседник [3, с.18].
При работе учащихся в тандеме прослеживается естественный механизм мотивации [4, с.198]. Каждый участник тандема получает ровно столько, сколько готов сам дать, то есть если один партнёр хочет максимально вовлечь другого в процесс обучения, заставить его активнее реагировать, то и он сам должен демонстрировать либо равную, либо большую отдачу. Иначе, идеального баланса прилагаемых усилий и приверженности целям участникам не достичь, результатом этого станет возникновение напряжения, и, следовательно, такой тандем обречен на провал, так как основная особенность и цель данного метода работа в сотрудничестве, работа в непрерывном взаимодействии.
Изучение иностранного языка в тандеме позволяет участникам проявить самостоятельность, взять на себя всю ответственность за обучение и правильно организовывать сам процесс обучения. Принцип тандема рушит стереотип, согласно которому процесс обучения иностранному языку может осуществляться только при участии профессионального педагога. Обучение в тандеме — это процесс взаимодействия, где главное место занимает реализация коммуникативных умений.
Тандем-метод, как средство обучения иностранному языку, подразумевает непосредственное общение с носителем языка, что невозможно без спонтанного, активного и взаимного участия и вовлеченности. Как и при любой форме межличностного общения, обучение в тандеме подразумевает наличие у участников тандема хорошего чувства юмора, эмоциональности и готовности обмениваться опытом. Разумеется, и при работе в тандеме можно столкнуться с некоторыми негативными сторонами, такими как соперничество, напряжение, раздражение или даже чувство обиды, но опыт такого обучения показывает, что такие случаи возникают крайне редко.
Список литературы