Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности использования компьютерных технологий при обучении географии

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соковых Елена Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 2559
Показать PDF версию Особенности использования компьютерных технологий при обучении географии

Соковых Елена Ивановна
Выпускница Президентской Программы 2009 года

Sokovykh Elena Ivanovna
Graduate of Presidential program 2009

Аннотация. Статья посвящена вопросам особенностей обучения географии с использованием компьютерных технологий. Приведена актуальность и теоретическая разработанность темы, а также выявлены основные особенности, характеризующие педагогическую деятельность в информационной парадигме существования. Кроме того, приведен концептуальный план урока географии с применением компьютерных технологий.

Ключевые слова: география, компьютерные технологии, особенности, педагог, обучение, образовательный, урок

Features of the use of computer technology in teaching geography 

Annotation. Article is devoted to peculiarities of geography learning using computer technology. It shows the relevance and developed of theoretical topics, as well as identified the main features that characterize the educational activities in the information paradigm of existence. In addition, given the conceptual geography lesson plan using computer technology.

Keywords: geography, computer technology, especially, teacher, teaching, education, lesson

Согласно теории академика РАЕН Дятлова С.А. в настоящее время человечество живет в условиях информационной парадигмы, в рамках которой грандиозное значение приобретает включение информационных и технологических компьютерных средств во все сферы жизни человека, в том числе, в процесс обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в изучении особенностей применения компьютерных технологий при обучении географии.

Принципиальной особенностью географии как дисциплины является колоссальный объем информации, которую получает человек на всех этапах обучения – от дошкольных общих знаний до специфических знаний, например, преподаваемых в высших учебных заведениях в контексте получаемого профессионального образования. В текущих условиях компьютерной глобализации невозможно представить накопление педагогического опыта в данной научной дисциплине без применения компьютеров, специальных средств хранения и особых технологий преподавания [2, с. 207]. Использование компьютерных технологий при обучении географии является необходимым условием современного развития образовательного процесса.

Вопросам применения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) посвящали свои работы многие исследователи, в том числе Бовкунович Е.В., Дорофеев А.И., Манина Л.А. Их работы являют собой необходимую базу для формирования навыков проведения уроков и лекций с применением ИКТ. Однако изучение специализированной литературы выявило определенную неизученность вопросов особенностей, присущих преподаванию географии с использованием новых технологий.

Считаю необходимым отметить, что применение ИКТ при обучении географии имеет особенность, связанную с личностью преподавателя в рамках информационной парадигмы существования. Учитывая актуальный психолого-интеллектуальный портрет среднестатистического учащегося общеобразовательной школы или ВУЗа, видится необходимой констатация высокого уровня владения всевозможными аудиовизуальными компьютерными средствами представления информации педагогом. Это продиктовано тем, что даже младшие школьники сегодня хорошо образованы в области использования компьютеров, имеют склонность к раннему началу обращений к высоким технологиям и глобальной сети Интернет для удовлетворения потребностей познавательной и развлекательной деятельности [1 с. 186]. Умение пользоваться компьютерной техникой, знание особенностей работы с программными средствами позволяет преподавателю говорить с учащимися на одном языке, иметь сравнимый, а иногда и превосходящий их уровень навыков и способностей их применения при осуществлении образовательной деятельности. Сформировать необходимый уровень знаний и навыков должны помочь специальные курсы и образовательные программы, программы повышения квалификации.

Второй принципиальной особенностью, которую считаю необходимым отметить, в части использования компьютерных технологий при обучении географии, является необходимость развития творческой познавательной деятельности [3, с. 20]. Её активизация может происходить за счет преподавания с применением аудиовизуальных, мультимедийных и интерактивных средств представления и проверки информации, а также через проведение проверочных и оценочных испытаний для обучающихся с применением ИКТ. Примерный план урока географии в общеобразовательной школе с учетом обязательного применения компьютерных технологий для целей активизации творческой составляющей познавательной деятельности учащихся приведен в таблице 1.

Таблица 1

Концептуальный пример плана урока при обучении географии в общеобразовательной школе с применением компьютерных технологий

№ п/п Задание Применяемые ИКТ Цель выполнения задания Ожидаемый результат выполнения задания
1 Сформировать представление учащихся о географическом явлении (например, об особенностях климата в определенной стране) Мультимедийные презентации с использованием текстовых и фотографических материалов  Формирование базовых знаний о различных климатических условиях Ознакомление с презентационным материалом в полном объеме, обсуждение наиболее значимых вопросов изучаемой на уроке темы
2 Закрепить у учащихся полученные в ходе первого этапа знания  Образовательные программы моделирования Формирование навыка воспроизведения транслируемой педагогом информации с её последующим представлением в заданном учебном плане формате Создание модели изучаемого географического явления с учетом полученных от преподавателя данных и собственных представлений об изучаемом явлении
3 Проверить степень усвоения учащимися материала и качество сформированных у них знаний по теме урока, внести коррективы, если степень освоения материала недостаточна Интерактивные тесты с вариантом ответов, выполнение практических заданий с применением уже известных учащимся средств моделирования Проверка уровня знаний и степени освоения материала Удовлетворительное выполнение заданий интерактивного теста, а также успешное выполнение практических заданий с использованием программных средств моделирования

Еще одна значимая особенность использования компьютерных технологий при обучении географии состоит в создании специальных возможностей для включения в общий процесс образовательный учащихся с ограниченными возможностями. В рамках реализуемых правительственных программ по созданию дополнительных условий для обеспечения доступности образования для таких детей, применение ИКТ является необходимой основой, стирающей границы и избавляющей от трудностей в освоении, закреплении материалов урока, а также в последующей проверке знаний.

Таким образом, использование компьютерных технологий при обучении географии характеризуется рядом особенностей, принципиальный учет которых позволяет осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с информационной парадигмой существования современного общества.

Список использованных источников:

  1. Грибан О.Н. Использование новых информационных технологий в процессе обучения: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2014. №4 С.185-189.

  2. Чикина Ю.Ю. Особенности использования активных форм организации лекционных занятий с использованием информационных технологий // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2013. №27 (170) С.204-210

  3. Шарыгин М.Д. Общественная география: контуры будущей науки // Географический вестник. 2014. №1 (28) С.20-28.