Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности формирования стиля управления в условиях деятельности дошкольной образовательной организации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кондратьева Елизавета Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2022»  (ноябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 269
Показать PDF версию Особенности формирования стиля управления в условиях деятельности дошкольной образовательной организации

Кондратьева Елизавета Александровна
магистрант ИПиП
Алтайского государственного педагогического университета,
Россия, г. Барнаул

Научный руководитель: Богославец Лариса Геннадьевна
к.п.н., доцент АлтГПУ

Аннотация.

В статье анализируются стили управления руководителя дошкольной образовательной организации (далее — ДОО); уточняются профессионально — личностные качества руководителя в условиях совершенствования мотивации персонала.

Ключевые слова: руководитель образовательной организации, стиль управления, профессионально- личностные качества, управленческая деятельность.

Усложнение функции деятельности современных образовательных организаций обеспечивает значительные обновления в системе управленческой деятельности ее руководителя.

Период модернизации дошкольного образования, активные процессы его реформирования обуславливают новые задачи, возможности, качественные ориентиры использования и реализации определенных стилей управления в педагогическом коллективе, которые выступают главной и значимой характеристикой деятельности ДОО в целом.

В. М. Маслова отмечает, что эффективность и комфортность делового общения, межличностного взаимодействия, в коллективе в значительной степени зависит от реализуемого руководителем стиля управления [1].

Анализ психолого — педагогической, теоретической, социальной литературы свидетельствует, что стиль управления или руководства — это способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных и сотрудников; один из важных факторов эффективной работы организации, широкой возможности реализации потенциальных, творческих возможностей членов коллектива [2].

В настоящее время управление ДОО — довольно сложный механизм, включающий конкретный анализ достигнутого уровня образовательного процесса, достижения результативности деятельности, рациональную расстановку целей, задач оперативного и тактического характера управления, методов мотивации и контроля, планирования, повышения качества дошкольного образования.

В связи с этим руководитель ДОО — прежде всего — стратег, координатор в создании имиджа и поддержании социального статуса образовательной организации; формировании единой команды; реализации оптимальных условий режима развития учреждения; форм самоуправления и общественного контроля.

Данные позиции управленческой деятельности предъявляют особые требования к профессиональным и личностным качествам руководителя, которые в структуре стиля управления образовательной организацией непосредственно влияют на эффективность ее деятельности.

Ряд исследователей (В.А. Сластенин, А.В. Мищенко, И.Ф. Исаев) раскрывают понятие «управленческий стиль руководителя» через технологии, творчество, ценности, выделяя следующие его компоненты: аксиологический, технологический, личностно — творческий [3].

Следовательно, в управленческой деятельности руководитель самореализуется, как личность, профессионал, организатор, методист, арбитр, воспитатель, «хозяйственник», общественный деятель, контролер.

Ежедневные взаимодействия с коллективом учреждения придают деятельности руководителя личностно — ориентированную направленность. Наблюдения показывают, что руководитель, имеющий высокий авторитет в коллективе, более демократичен, а отсутствие авторитета приводит к использованию авторитарных действий и решений.

Успешность деятельности ДОО в процессе управления формулируется с учетом ценностей гуманного и демократического подходов, единства коллегиального управления и единоначалия, объективности и субъективности информации в управлении образовательными системами.

Умение руководителя убеждать, побуждать коллектив на достижение поставленных целей и задач способствует формированию высокой степени мотивации у персонала ДОО, вместе с тем, не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. В теории и практике менеджмента выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили управления. Использование конкретной ситуации в деятельности — подготовка мероприятия в коллективе, рациональная расстановка и организация кадровых ресурсов, определение приоритетов и стратегий в деятельности ДОО, обеспеченность материально — технической базы, благоприятная атмосфера микроклимата, разработка и внедрение инноваций, удовлетворенность членов коллектива своим трудом, проявление творческой инициативы, учет личностных особенностей сотрудников обуславливают оптимальное соотношение обозначенных стилей управления и преобладающего стиля руководства в коллективе конкретной ДОО.

Таким образом, личностно профессиональные качества руководителя ДОО, выбранный демократический стиль управления способствуют плодотворной работе всего коллектива в целом, обеспечивают подготовку качественных управленческих решений.

Библиографический список

1. Маслова В. М. Управление персоналом; учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: «Юрайт». −2015, — с. 390

2. Симонов В. Б. Педагогический менеджмент: 50 новейших особенностей в области управления процессом образования. — Учебные пособия. — М. «Новая школа». −1997

3. Кривошенко Л. Б. Педагогика — Учебное пособие. — М. «Юрайт». −2015