Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вохмянина Алина Евгеньевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2022»  (февраль, 2022)
Количество просмотров статьи: 122
Показать PDF версию ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Вохмянина Алина Евгеньевна
студентка 5 курса ФППО., НТГСПИ (ф) РГППУ,
Россия, г. Нижний Тагил
E-mail: Alishkaosipova@mail.ru

Научный руководитель: Петрова Светлана Сергеевна
к.п.н., доцент
кафедры психолого-педагогического образования,
НТГСПИ (ф) РГППУ,
Россия, г.Нижний Тагил

АННОТАЦИЯ

В статье изучены особенности формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития; готовность к обучению в школе; старшие дошкольники; психологическая готовность; мотивационная готовность.

Keywords: mental retardation; readiness to study at school; senior preschoolers; psychological readiness; motivational readiness.

Успешное обучение ребенка в школе будет успешным, если будет достигнут определенный уровень готовности, который предполагает сформированность у детей определенных физических, умственных и нравственных качеств.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. Однако старшие дошкольники с задержкой психического развития, несмотря на возраст и имеющиеся у них навыки и умения, полученные в детском саду, испытывают значительные трудности в учении. В этой связи необходимо создание специальных психолого-педагогических условий формирования психологической готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению: необходимо наличие у дошкольников соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д.

Важно, чтобы ребенок с задержкой психического развития пошел в школу физически готовым. Однако необходима и психологическая готовность, определяемая той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. Конкретное содержание психологической готовности не является постоянным, а изменяется и обогащается. Высокий уровень современной науки и техники, развитие общества диктуют изменения содержания и методов школьного обучения, и вследствие этого, требований к психологической готовности.

Готовность ребенка к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Психологическая готовность к школьному обучению понимается как необходимый и достаточный уровень умственного развития ребенка для овладения школьной учебной программой в условиях обучения в одновозрастном классе. Необходимый и достаточный уровень фактического развития должен быть таким, чтобы программа попала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона непосредственного развития определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым и чего без помощи взрослого он еще не может его выполнить. Сотрудничество в этом случае понимается широко: от ведущего вопроса до прямой демонстрации решения проблемы. И обучение проходит плодотворно, только если оно попадает в зону непосредственного развития ребенка. Если фактический уровень психического развития ребенка таков, что его зона проксимального развития ниже, чем та, которая необходима для разработки учебного плана в школе, ребенок считается психологически не готовым к обучению. Поскольку в результате расхождения между его зоной непосредственного развития и требуемым, он не может освоить программный материал и сразу попадает в категорию отстающих детей [6, с.38].

Психологическая готовность к школе является сложным показателем, который позволяет прогнозировать успех или неудачу обучения первоклассников. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития: мотивационная готовность к обучению или наличие образовательной мотивации в школе (эмоциональная зрелость); определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя (социальная зрелость); определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий овладение ребенком простых операций обобщения (интеллектуальная зрелость) [5, с.28].

Если говорить о готовности ребенка к школе, необходимо рассматривать ее не только как возможность учиться в первом классе, но и как возможность учиться и развиваться в рамках современной школы.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: мотивационную готовность к обучению в школе или наличие образовательной мотивации, социальную готовность, которая включает определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя, интеллектуальную готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий овладение ребенком простых операций обобщения (интеллектуальная зрелость). Физическое развитие определяет физическую готовность к школе.

У детей 6–7 лет с задержкой психического развития психологическая готовность к обучению в школе имеет свои отличия и проблемы. Необходимо отметить, что готовность к обучению в школе детей, находящихся в условиях дошкольной организации, бывает неодинаковой: так, при разнообразных вариантах индивидуальных программ есть воспитанники, которые на выходе из детского сада имеют не достаточный уровень готовности. К ним относятся и дети с задержкой психического развития. В коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и определяет, отставание в развитии психических процессов ребенка [2, с. 8].

Чаще всего готовность к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития находится на низком уровне или вообще не сформирована. Гуткина Н. И. [3, с. 36] пишет, что разнообразие индивидуальных вариантов развития дошкольника зависит от ряда причин и условий, из которых можно выделить:

1. Социальную ситуацию, способствующую развитию детей.

2. Развитие ведущей и других видов деятельности (изобразительной, игровой, двигательной, и т. д.), которые свойственны данному возрасту.

3. Состояние нервно-психического и соматического здоровья.

Следовательно, возможное психическое развитие детей зависит от социального благополучия, где роль принадлежит взрослым, окружающим ребенка, от создания специальных педагогических условий.

Таким образом, дети 6–7 лет с задержкой психического развития к началу поступления в школу не достигают нужного уровня мотивационной, социально-личностной и физической готовности. Чаще всего психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития бывает на низком уровне или вообще не развита.

Ведущие отечественные психологи: Гуткина Н. И., Леонтьев А. Н., Нижегородцева Н. В., Талызина Н. Ф., Шадриков В. Д., и др. выделяют следующие основные условия, которые способствуют достижению максимального развития в начальной школе:

1. положительное отношение к школе, мотивация к учебной деятельности и устойчивость внимания;

2. регулирование собственной деятельности, ее целенаправленность;

3. зрительно-моторная координация и графомоторные навыки [1, 62].

Формирование психологической готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет возможным, если в самостоятельной и специально организованной игровой деятельности: настольные игры связаны с развитием у дошкольников с задержкой психического развития абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве. Это очень распространенные игры, в которых необходимо собрать картинку из нескольких частей. Также рекомендуются различные игры, где можно нарисовать любую фигуру или даже картинку из отдельных фигур разных форм и размеров.

Основными типами задач для развития и улучшения восприятия являются задачи для развития восприятия формы: предлагается накладывать на различные геометрические формы: обведите контуры различных геометрических фигур разными цветами; нарисуйте различные геометрические фигуры (универсальные и сложные конфигурации с использованием точечного основания); увеличивайте или уменьшайте заданную фигуру (фигуру) на заданной шкале.

Важным компонентом психологической готовности к обучению в школе детей дошкольного возраста, в том числе с задержкой психического развития, является сформированность мотивационной готовности к обучению в школе. Исследования говорят о том, что у детей с задержкой психического развития учебной мотивации может не быть или она выражена слабо, имеет пограничный уровень. Учебные мотивы детей с задержкой психического развития мало сформированы. Игровые мотивы характеризуются огромной побуждающей силой для детей 6–7 лет с задержкой психического развития. А значит, одна из главных задач, которая ставится перед педагогами при обучении детей с задержкой психического развития, — вызывание у детей интереса не к элементам обучения в школе, а к самому процессу учения. Это необходимо для воспитания желания и стремления учиться, сформирования внутренней позиции ученика.

Таким образом, психологическая готовность детей к школе определяется достаточным уровнем мотивационного, социально-личностного и физического развития ребенка.

Поэтому, если уровень мотивационного, социально—личностного и физического развития ребенка не соответствует норме, то необходимо проводить с ним определенную развивающую работу. Подобную работу целесообразно проводить в группах развития. Главная задача педагога в этом случае — довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача педагога сначала пробудить у ребенка желание научится новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: мотивационную готовность к обучению в школе или наличие образовательной мотивации, социальную готовность, которая включает определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ребенку выполнять требования учителя, интеллектуальную готовность, которая включает определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий овладение ребенком простых операций обобщения (интеллектуальная зрелость). Физическое развитие определяет физическую готовность к школе.

Дети 6–7 лет с задержкой психического развития к началу поступления в школу не достигают нужного уровня мотивационной, социально-личностной и физической готовности. Чаще всего психологическая готовность к обучению в школе у старших дошкольников с задержкой психического развития находится на низком уровне или вообще не развита.

Литература

1. Алехина, Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика готовности к обучению в школе первоклассников в адаптивный период // Инновационная наука. — 2021. — № 1. — С. 110-116.

2. Бакина, О. А. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе // Профилактика зависимостей. — 2019. — № 3(19). — С. 1-4

3. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / Бандурка А. М., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. — М.: Феникс, 2016. — 256 c.

4. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: Учебноепособие. — М.: ЭНАС, 2001. — 136 с.

5. Бодрова, А. С. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 324-326.

6. Волчегорская, Е. Ю. Готовность к школе и качество жизни дошкольников / Волчегорская Е.Ю., Кванских Ю. П. // Воспитание и обучение детей младшего возраста. — 2017. — № 6. — С. 198-199.