Евразийский
научный
журнал

Особенности детского восприятия и его роль в готовности ребенка к школьному обучению

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кунцевич Маргарита Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2958
Показать PDF версию Особенности детского восприятия и его роль в готовности ребенка к школьному обучению

Кунцевич Маргарита Михайловна

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста — ощущения, для раннего возраста — речь, для дошкольного — восприятие, для младшего школьника — мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для его возраста деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений при переходе на следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста — ощущения, для раннего возраста — речь, для дошкольного — восприятие, для младшего школьника — мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для его возраста деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений при переходе на следующий этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь. Ребенок активно осваивает окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. По словам Л.С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия". В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Приоритет займет мышление, которое будет перерабатывать информацию, полученную через восприятие. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений. Если по каким-либо причинам восприятие у ребенка не развито, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности. При серьезном отставании развития восприятия может наблюдаться задержка психического развития.

Рассмотрим сам процесс восприятия и особенности его развития.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека внешних признаков предметов и явлений, совершающийся при помощи органов чувств и завершающийся созданием образа воспринимаемого предмета и оперированием этим образом. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире.

Развитие восприятия — процесс качественного видоизменения процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. Изменение восприятия у детей раннего (1-3 года) и дошкольного (3-7 лет) возраста происходит в связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). На ранних этапах этого периода (1-4 года) восприятие непосредственно связано с практической деятельностью детей. Далее восприятие, продолжая обслуживать практическую деятельность, приобретает относительно самостоятельное значение и все свойства высшей психической функции.

Очевидно, что развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль специально организованной деятельности учащихся по восприятию тех или иных объектов, обучению выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Воспитатели и учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта — зрительного или слухового. Нужно учить детей рассматривать объект, вслушиваться в слова, нужно учить детей руководить своим восприятием.

При подборе упражнений для развития зрительного и слухового восприятия следует учитывать следующие аспекты:

1. Зрительное и слуховое восприятия состоят из большого числа функций, поэтому упражнения должны представлять собой комплексные системы для развития различных сторон зрительного и слухового восприятия.

2. Развивающие задания и упражнения должны учитывать возможности ребенка старшего дошкольного возраста и особенности его психики.

3. Упражнения должны давать педагогу возможность усложнения заданий в зависимости от этапа работы.

Так, например, некоторые материалы для упражнений на развитие восприятия формы, размера, цвета, можно почерпнуть из работ Т.В.Башаевой (Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998), Ахутиной Т.В. и Пылаевой Н.М. (Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог, 2001, № 15).

Метод графического диктанта, предложенный Элькониным Д.Б., применяется как для развития и коррекции, так и для проверки слухового, зрительного восприятия, пространственной ориентации и звуко-моторной координации. Этот метод можно использовать на всех этапах исследования, постепенно усложняя задания.

За основу упражнений по развитию слухового восприятия можно взять методики по развитию слухового восприятия слабослышащих детей и детей с проблемами речи. Например, упражнения по развитию восприятия ритма, темпа и мелодики слов были предложены Колесниковой Е.В. для логопедической работы с детьми (Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002). Применение фонограмм с записями шумов леса, города, птиц и животных впервые было предложено Марией Монтессори для развития у детей слухового восприятия (Шюллнр-де-Ланче Л. Школа Монтессори. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М.Шипицына. — СПб., 1997). Такие игры-упражнения на развитие восприятия как "Сказка про Ухо" широко применяются в работе с детьми с особыми потребностями. Вариациями этой игры могут быть "Сказка про Глазки" (упражнение на развитие зрительного восприятия), "Сказка про Пальчики" (упражнение на развитие осязания), "Сказка про Нос" (упражнение на развитие обоняния).

Подготовка к проведению диагностики уровня развития зрительного и слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста

Тесты для определения уровня развития восприятия представлены в Приложении.

В методике проведения контрольных упражнений и тестов для детей дошкольного возраста следует руководствоваться следующими общими положениями:

- Тестирование дошкольников лучше проводить в индивидуальной форме. Некоторые тесты, например, графические, можно проводить в групповой форме.

- Количество детей в группе при тестировании зависит от возраста испытуемых. Для тестирования детей 5-6 лет рекомендуются группы по 8-10 детей. Дети должны сидеть по одному, так дети не смогут копировать задание у соседа по парте.

- Исследователю следует заранее выяснить, кто из детей пришел после болезни или испытывает острый стресс при адаптации к новым условиям, так как в этих случаях результаты тестирования считаются недействительными.

- Прежде, чем применять тест, исследователю необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.

- Условия проведения тестирования должны быть одинаковыми для всех испытуемых (например, время дня, объем нагрузок и т.п.).

- Обследование должно проводится в непринужденной обстановке, когда у ребёнка хорошее, бодрое настроение. Не нужно подчеркивать, что проводится оценка способностей ребенка — это может создать излишнюю психическую напряженность.

- Необязательно проводить обследование полностью за один раз — оно может быть растянуто на длительное время, т.к. дети быстро устают и начинают отвлекаться.

- Желательно, чтобы контрольные упражнения отличались простотой измерения и оценки, наглядностью результатов испытаний для исследуемых.

- Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.

- Словесные инструкции должны соответствовать возрасту испытуемых. Повторение инструкции возможно, если кто-то из детей не понял ее.

- Объяснение при групповом тестировании может сопровождаться демонстрациями на доске, которые не должны подсказывать ребенку, как выполнять конкретное задание, а лишь давать пример выполнения аналогичного.

- Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.

- В процессе тестирования нужно чаще одобрять работу детей.











СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет // Школьный психолог, 2001, № 15. — С.8-9.

  2. Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Соленова Р.И. Взаимосвязь уровня развития показателей психических процессов с успешностью обучения детей 7 лет // Тез. XXVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов России, посвященной 30-летию КубГАФК (декабрь 1998 г. — март 1999 г.). — Краснодар, 1999. — С.56-57.

  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. — М., 2001.

  4. Безруких М.М., Ефимова С.Н. Ребенок идет в школу. — М, 1998.

  5. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе. — М., 1994.

  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996.

  7. Диков М.Н.. К проблеме психологической готовности детей к школе. // Вопросы психологии, №4, 1997.

  8. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. — М., 2000.

  9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Система работы с детьми разного возраста. — М., 2002.

  10. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. — М., 2002.