Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Особенности бухгалтерского учета доходов в государственных компаниях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Роденко Зоя Александровна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1790
Показать PDF версию Особенности бухгалтерского учета доходов в государственных компаниях

Зоя Александровна Роденко
студент, кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Институт экономики и бизнеса
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий
и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ),
Москва

Zoya Aleksandrovna Rodenko
student, the directions of training «Accounting, analysis and audit»
Department of Economics and Business
Moscow State University of Technologies and Management
named after K.G. Razumovskiy

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы текущего состояния внебюджетной деятельности государственных учреждений, подлежащих бюджетному финансированию. Выявлены текущие проблемы учета доходов от оказания платных услуг и продажи товаров, предложены некоторые меры реформирования правил бухгалтерского учета от такой деятельности.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, доходы, государственные учреждения, бюджет, услуги

Annotation. This article discusses the current state of the extra budgetary activities of public institutions subject to the budget funding. Identified current issues of income from paid services and the sale of goods, some of the measures proposed by the reform of accounting rules from such activities.

Keywords: accounting, income, government agencies, budget, services

Еще с конца 80-х гг. прошлого века принципы и методы ведения бухгалтерского учета в России претерпевают изменения в целях приведения их в соответствие с международными стандартами. Кроме того, значительно повысились за последнее время и требования в экономической информации и главной ее составляющей – бухгалтерскому учету. При этом необходимо отметить, что наблюдаются определенные различия в учете коммерческих и некоммерческих, а также государственных компаниях, основу бюджета которых составляют государственные, бюджетные денежные средства. Для приближения к желаемому результату в 1998 г. Россия перешла к «Системе государственных финансов», которая была разработана МВФ с применением классификации функций органов государственного управления, описанной в документах, разработанных ООН.

Согласно бюджетной классификации, государственные компании применяют смету доходов и расходов для осуществления деятельности по бухгалтерскому учету доходов. Большое значение в рассмотрении вопросов особенностей бухгалтерского учета доходов в государственных учреждениях должно придаваться доходам от внебюджетной деятельности, которые зачастую превышают бюджетное финансирование. Именно из-за значительного превышения таких доходов над государственными необходимо четко определить принципы определения доходов, их отражения в учете, чтобы государственная компания могла самостоятельно распоряжаться такими средствами.

Действующее законодательство имеет некоторые противоречия, которые ведут к нарушению порядка отражения на счетах бухгалтерского учета объектов налогообложения, определения базы для расчета налога или применения льгот. Всё это является причиной искажения отчетности, приводящей к значительным потерям, в том числе наложению штрафных санкций. Важнейшим принципом организации бухгалтерского учета доходов в государственных компаниях и учреждениях является прозрачность и единообразность для всех пользователей такого рода данных. Еще важно учитывать необходимость бороться с двойным толкованием правил ведения бухгалтерского учета.

Вопросами теории бухгалтерского учета активно занимались различные ученые, в том числе А.П. Рудановский, Г.И. Маклева С.А. Николаева, Я.В. Соколов. Однако во всех этих и многих иных исследованных работах по теме исследования практически отсутствовал обзор возможных проблем бухгалтерского учета доходов и методических рекомендаций по совершенствованию системы бухгалтерского учета на предприятиях с ключевым участием государства.

В условиях современной бюджетной реформы одним из важных источников финансирования государственных предприятий является оказание ими платных услуг. Одновременно с этим, получение дохода организацией требует внесения записи об этом в бухгалтерский учет. Тут и возникает одна из основных проблем. Обычно, штат компаний располагает специалистами, занятыми непосредственно учетом доходов. Государственные бюджетные организации не имеют к учету доходов отношения. При этом получаемые доходы используются на оплату труда, затрат на оказание услуг, ремонт и прочие расходы. Оставшаяся сумма подлежит налогообложению. Остаток суммы направляется в местный бюджет для содержания той же самой организации. То есть приходим к выводу об определенной самодостаточности государственных компаний [1, с. 30].

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, могут осуществлять деятельность, которая приносит доход только по тем видам деятельности, которые указаны в учредительных документах. Доходы от такой деятельности и имущество, приобретаемое на средства, полученные от такой деятельности, являются объектом самостоятельного распоряжения предприятия. Таким образом решается проблема недостаточного бюджетного финансирования. Развитие предпринимательской деятельности государственных компаний становится необходимым элементом их успешного и эффективного функционирования.

Фундаментом таких изменений стал Федеральный закон 83-ФЗ. Его реализация влечет за собой изменение механизма финансового обеспечения государственных компаний, расширение их имущественных прав и отмена субсидированный ответственности государства.

Поскольку доходы государственных учреждений, полученные от оказания платных услуг, подлежат налогообложению, логично, что методы оценки и расчета должны быть отражены в учетной политике такой компании. Задачей такой политики является оптимизация плана счетов на основе использования единых принципов бухгалтерского учета. Таким образом, необходимым условием совершенствования учета доходов компаний с государственным финансирование является определение и формирование собственных методов и способов ведения учета по деятельности, приносящей доход. Установление взаимосвязи учетной политики и принципов бухгалтерского учета позволит решить актуальные проблемы определения финансовых результатов государственных учреждений от реализации платных услуг, товаров и работ.

Главными элементами новой учетной политики для государственных компаний, осуществляющих деятельность, приносящую прибыль, должны стать [3, с. 51]:

  • отражение дополнительного счета для создания информационной базы о доходах в бухгалтерском учете для последующих целей налогообложения;

  • определение фактической себестоимости для определения налоговой базы и расчета прибыли, остающейся у предприятия в распоряжении.

Объективными причинами недостатков методологической и нормативной основы регулирования бухгалтерского учета доходов в государственных компаниях с бюджетным финансированием являются процедуры бюджетного реформирования, которые зачастую носят бессистемный характер. Эволюцию бухгалтерского учета коммерческих предприятий до сих пор не рассматривают в качестве необходимой базы для модернизации норм учета доходов в компаниях, финансируемых из бюджета страны. Основными нерешенными вопросами на сегодняшний день оказались моменты согласования доходов и расходов по деятельности, приносящей доход [2, с. 52].

Главный принцип требуемых изменений состоит в их системном характере. В частности, изменение структуры доходов государственных компаний должно быть отражено в решении учетных проблем, связанных с признанием принципов бухгалтерского учета таких доходов. То есть объективным и рациональным можно считать предложение по сочетанию общих правил бюджетного учета и специфических принципов учета бухгалтерского в части учета и отражения доходов по приносящим прибыль видам деятельности.

Методологической основой ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях является «Единый план счетов бухгалтерского учета», утвержденный приказом Министерства финансов в 2010 году. Новшеством этой инструкция стало введение нового отдельного счета, предназначенного для учета операций по формированию себестоимости услуг и работ, составляющих основы предпринимательской деятельности. То есть подразумевается, естественно, и появление счета для учета доходов от оказания платных услуг, продажи товаров.

Одним из главных способов повысить эффективность использования свободного от выполнения государственных задач времени, отведенного под оказание платных услуг, является оперативный анализ доходов, полученных от реализации услуг и продажи товаров. Это необходимо для определения наиболее востребованных услуг, принятия оперативных управленческих решений и получения максимального эффекта в виде прибыли от оказания услуг. В этом свете представляется целесообразным введение аналитических счетов бюджетного учета по расчетам по доходам от оказания платных услуг. Это позволит проводить оперативный анализ результатов финансовой деятельности государственного предприятия. Стратегическое значение перехода с бюджетного финансирования по смете доходов на субсидии по результатам выполнения платных услуг и работ состоит в возможности оперативного анализа доходов от реализации и корректировке запланированного уровня поступления денежных средств от продажи услуг Кроме того, это позволит обеспечить население интересующими их услугами, выполнять социальные функции на более высоком уровне.

Имеющаяся в настоящий момент система бюджетного учета доходов не позволяет в полной мере обеспечить качество и достоверность информации, которая формируется по результатам финансовой деятельности предприятия. В определенном смысле это ограничивает возможности ее использования. Таким образом определяется необходимость и рациональной организации учета доходов от предпринимательской деятельности государственной компании в соответствии с современным состоянием развития деятельности таких учреждений.

Во время исследования деятельности государственных компаний, были выявлены такие учреждения, которые производят продукцию для последующей реализации. Соответственно, выдвигается предположение о необходимости ведения бухгалтерского учета доходов в разрезе наименований такой продукции. Это необходимо для определения себестоимости реализуемых продуктов, а также для целей планирования доходов будущих периодов от продажи товаров. В течение финансового года такая продукция должна приходоваться по плановой или учетной себестоимости. Бюджетный учет не предполагает определения фактической себестоимости продукции для внебюджетной деятельности. Причем, учитывая широкое распространение такого вида деятельности государственными учреждениями, необходимо нормативное закрепление основ и правил определения фактической себестоимости такой продукции. При этом методика должна отличаться в зависимости от характера производимых товаров (сельское хозяйство, оказание образовательных и консультационных услуг).

Еще одним немаловажным моментом можно считать то, что обложение налогом на прибыль доходов, полученных от приносящих прибыль видов деятельности, государственные компании имеют потребность в переводе своих счетов по таким видам деятельности из казначейства в коммерческие банки, что приблизит ведение форм отчетности к стандартам, применяемым в коммерческих компаниях.

Таким образом, исследование вопросов особенностей учета доходов в государственных компаниях и учреждениях привело к выводу о наличии довольно большого числа противоречий, а также системных недоработок вопросов в различных областях – от вопросов признания дохода до вопросов перевода счетов в коммерческие банки. Многообразие выделенных недостатков позволяет говорить о значительном поле для работы нормативного и практического характера по совершенствованию методов учета дохода в компаниях с бюджетным финансированием.

Список использованных источников:

  1. Бокарева Л.Г. Современные проблемы приватизации федерального имущества // Имущественные отношения в РФ. 2013. №1 (137) С.24-41.

  2. Руденко Н. А. Центры финансовой ответственности как основа учета доходов и затрат специального фонда высших учебных заведений // МНИЖ. 2013. №7-3 (14) С.50-54.

  3. Руденко Н. А. Центры финансовой ответственности как основа учета доходов и затрат специального фонда высших учебных заведений // МНИЖ. 2013. №7-3 (14) С.50-54.