Евразийский
научный
журнал

Основные факторы, влияющие на формирование социальной активности ученика в коллективе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тулебаева Акнур Акжановна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3196
Показать PDF версию Основные факторы, влияющие на формирование социальной активности ученика в коллективе

Тулебаева А.А.

В связи с запросами общественной практики в последние годы различные аспекты проблемы активности интенсивно исследуются в психологии. Изучение разных видов психической активности имеет важное значение для понимания движущих сил и путей развития индивидуальности и личности. В Концепции воспитания Российской Федерации выделяются принципы социального взаимодействия и социальной адекватности:

- принцип эффективности социального взаимодействия;

- принцип социальной адекватности; Понятие социальной активности трактуют по разному, порой противопоставляя, а порой смешивая его с понятием общественной активности. Сарыбекова М.Н., Жантикеев С.К., Кудышева Б., Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Э.Т. Юдинидр рассматривают развитие социальной активности учащихся как одну из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Действительно, если школьник участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. В реальном процессе воспитания необходимо учитывать неравномерность развития различных компонентов социальной активности. Особое значение в формировании социальной активности младших школьников имеет и ученическое самоуправление. Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям. Активность, как черта личности, предполагает, что учащийся становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние обучаемого и его отношение к деятельности. Существенное изменение в активности отражается и на деятельности, а развитие личности отражается в состоянии активности.

Таким образом, важнейшими условиями формирования социальной активности учащихся являются совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью, демократический стиль руководства в коллективе, развитие гуманистических коллективистских отношений между учащимися, обучение младших школьников организаторским умениям, работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям, интерес и развитие самостоятельности.

Литература

  1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия. Векторы развития: публицистическая монография - М. : Эгвес, 2009. - 270 с

  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М, Просвещение, 1994. - 224с.

  3. Щулкова М.А. Смысложизненные ориентации и особенности их становления в юношеском возрасте//Психология и школа.-2010.-№2.-с.104-124.

  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики - Екатеринбург,1992. - 157с.