Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные элементы этики юриста, реализуемые в процессе общения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чернышов Никита Валерьевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 6165
Показать PDF версию Основные элементы этики юриста, реализуемые в процессе общения

Чернышов Никита Валерьевич
Магистрант
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Югорский государственный университет»,
Россия, г. Ханты-Мансийск
E-mail: chernyshov.nikit@yandex.ru

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной теме, которая выражается в том, собственно, что в реальное время в стране разворачивается кардинальная судебная реформа, которая затрагивает всех адвокатов в стране. Далее, в статье рассматриваются такие понятия как предмет и принципы профессиональной этики; этика речевого поведения юриста.

Ключевые слова: профессиональная этика юриста, правила общения, этика общения юриста.

Summary: This article is devoted to a hot topic which is expressed that now cardinal judicial reform which affects all lawyers in the country is developed in the country. Further, in article such concepts as a subject and the principles of professional ethics are considered; ethics of speech behavior of the lawyer.

Keywords: professional ethics of the lawyer, rule of communication, ethics of communication of the lawyer.

В советскую эпоху юридическая этика долгий промежуток времени не изучалась. Вышинский был ее последовательным и влиятельным противником. Идейное доказательство необоснованности и ненужности в исследовании этических качеств юридической профессии, в понимании И. Т. Голякова заключалось в том, что: «этика в советском обществе едина, это социалистическая этика» [2, С. 142].
Впрочем, в 70-е годы сложились первые исследования по судебной этике. В настоящее время нужность скрупулёзности исследования задач профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В осознании сути юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть достаточно споров и дискуссий.

Профессиональная этика имеет ценность, прежде всего, для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее особенности находятся в непрерывном взаимодействии с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, участью, с нравственными взаимоотношениями, существуют особенные "нравственные кодексы" людей этих специальностей, профессий. Таковы этика врача, этика учителя, этика судьи.
Судебная этика — комплекс правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, гарантирующих нравственный характер их профессиональной практики и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, постигающая специфику проявления требований нравственности в этой сфере.

Юридическая этика — научный раздел, предмет которого составляет выражение нравственности в правосудии и правоохранительной практике.

Наравне с представлением, что юридическая этика являет собой употребление общих определений об этике в области юридической практики, существует и суждение, что она охватывает особенные моральные нормы профессиональной практики и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в базе решения этой задачи необходимо учитывать отдельные принципиальные позиции.
Все требования морали, свойственные конкретному обществу, целиком, без какого-либо исключения распространяются на представителей юридической специальности. Эти запросы обозначают все поведение юриста, как в сфере служебной практики, так и в повседневной внеслужебной действительности. Арбитр, прокурор, следователь и за пределами выполнения должностных функций остаются арбитром, прокурором, следователем. Общепринятый в 1993 году Кодекс чести судьи Российской Федерации всецело однозначно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную занятость.

Особенность профессиональной работы адвоката, прокурора, судьи, следователя, связана с определенными нравственными обстоятельствами, которые по обыкновению не встречаются в работе представителей других специальностей, но обычны в области судопроизводства. Например, судья не вправе ни в коем виде разглашать тайну совета судей; адвокат, выяснивший от подсудимого, что именно он совершил преступление в обстоятельствах, когда подзащитный на суде фальшиво отстаивает свою невиновность, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т. п. [5]

Соответственно, профессиональный кодекс юриста должен включать и особые нравственные правила, обуславливающие действия людей этой специальности в свойственных, только для нее, обстоятельствах. Определенные моральные нормы, адресованные служащим юридической специальности, не могут не совпадать общим для всех правилам и принципам нравственности. Они только восполняют и конкретизируют их согласно обстоятельствам юридической работы.

К служащим юридической специальности предъявляются особые нравственные запросы, что можно объяснить чрезвычайным доверием к ним со стороны населения и обязательным характером выполняемых ими функций. Человек, который решает участь других людей, требующий от них следование законам и морали, должен иметь на это не только формальное, должностное, но и нравственное право.
В публицистике, предназначенной вопросам этики служащих юридической специальности, нет общей терминологии. Можно найти следующие определения: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов повествуют о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике .[1, С. 87]

Как правило, под юридической этикой представляется сам свод нравственных запросов, которые распространяются на служащих юридической специальности, так и соответствующая область знания, наука, зондирующая эти правила.
В общем-то, не может быть противоречий и против детализации нравственных требований согласно к отдельной юридической специальности в рамках целостной правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката).

Компетентная профессиональная речь - это базисный компонент общей культуры. Благодаря общению можно получить нужные для профессиональной деятельности сведения. «Удача благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор».

Человек в словесном общении проводит 65% личного времени. По данным американских исследователей, расход чистого времени на разговоры у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За этот промежуток времени каждый из нас успевает "наговорить" около 400 томов величиной по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты определили, что работники в Японии тратят на произносимую речь около половины времени своего бодрствования - семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь - всего 47 минут. Эти факты говорят, что человек мыслящий (homosapiens) превратился в человека говорящего (homoeloquens). Наряду с этим, отслеживается низкая культура речи. При одной только идее о грядущем рапорте, переговорах или беседе с начальником многие испытывают трепет, пересыхает во рту, появляется паника. Относительно недавно граждане нашей страны наблюдали по телевидению, как один министр высказывал недовольство на другого: «Я не понимаю, что вы говорите! Вы не в филармонии, а на заседании правительства». Аналогичное, к сожалению, приходится слышать очень не редко.

В своей книге «Дорога к вершине» Х. Маккей пишет о проведенном анализе «10 самых больших страхов американцев». Первый страх в Америке - выступление перед публикой. Когда о данном беседуют на лекциях, студенты иронизируют, а вслед за тем кивают головами. Отчего общественные доклады приводят в испуг? Это во многом связано с чувством уязвимости. Нам страшно выглядеть нелепо, понимая не безупречность собственной речи.

Так как речь юриста имеет отчетливое социальное звучание, к ней предъявляются повышенные запросы, игнорирование которых губительно влияет на профессиональный авторитет. Нам крайне важно овладеть квалифицированной, общедоступной, закономерной, обоснованной речью. Психологи заслуженно убеждают нас в том, что речь есть орган эволюции и формулирования идеи. Бесспорно что, если какой-либо орган или функция человека простаивает, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек осуществляет профессиональные функции в системе «человек – человек», куда с полным основанием относятся работники органов внутренних дел, такого специалиста следует сознательно учить говорить.

Юрист, обладающий речью, имеет больше шансов в достижении профессиональных высоких результатов. Разумеется, что такой специалист выше на голову всех других. «Никакая другая способность, которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить» - утверждает современный психолог Чонси М. Депью. В подтверждении этого, британский ученый деловой коммуникации М. Орган уверяет, что отношение других людей к нам только на 30 % определяется тем, что мы говорим, и на 70 % зависит от того, как мы говорим.

При всей относительности приведенных сведений особо отмечу, что профессиональная речь юриста не просто нацелена на восприятие другими людьми с целью влияние на их осознание и деятельность, а также на общественное взаимодействие. Она зачастую приобретает ценнейший смысл (обвинение, защита, законодательство и проч.). Юрист просто обязан в своей речи безошибочно и ответственно отображать развитие и явления жизни людей; суть, идею и важность правовых норм. Ему каждый раз приходится прибегать к различным речевым формам, взвешивать чрезвычайность речевого поведения других лиц. Поэтому так важна речевая подготовка служащим органов внутренних дел.

Действенная речевая коммуникация - это приобретение верного и точного смыслового восприятия. Какие же условия способствуют результативному обмену информацией? Перечислим лишь отдельные: потребность в общении; коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; знания норм общения и пр.
Несмотря на то, что мы говорим, что слово - это то, что характеризует человека, прежде всего, уловка заключается в том, что риторические законы духовной морали советуют не многоречивость, безмолвие, слушание и внутреннюю концентрацию. В речевой способности надлежит выделять «красноговорение» от сути, идеи речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Увы, немногие обладают талантом говорить четко, по делу. Вследствие этого главное правило культуры речевого поведения, выдвигаемое нами, - это не многословие. Трибун вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требуют обстоятельства. А.С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом». Следует заметить, что лихие ораторы всех мастей не могут вести беседу друг с другом, соглашаться, находить общий язык. Тем не менее, они могут общаться достаточно длинный промежуток времени. Именно на этом примере можно выразить второе правило: всегда знай, зачем ты говоришь. В многоречивости всегда много пустословия. Приведу небольшое риторическое предание: если вам необходимо выступить 10 минут, то на подготовку уйдет месяц; если можно выступать 30 минут, на подготовку речи хватит две недели; если можно говорить бесконечно, можно начинать выступление прямо сейчас. Чем меньше содержания в высказывании, тем больше слов. Малосущественно, в жизни или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится поток из слов. Слушать таких ораторов однозначно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении с помощью речи. Безусловно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). Тем не менее, общение и речь тесно связаны в нашем сознании. У Тютчева есть чудные строчки в Silentium! (Молчание): «Как сердечку выразить себя? Другому как взять в толк тебя?» Ясно - при помощи слов. значение, в случае если обращены к кому-то. Это имеет возможность быть, в том числе и сам автор, который обращается к себе; это может быть и кошка, безответное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)... Мы видим, что значение первого правила «избегай многословия» зависит от задачи речи. Понимать эту задачу, вступая в диалог, отдавая себе отчет, зачем ты в него вступил, - второе правило. [8, С. 280]

Третье находится в зависимости от второго. В случае если есть задача речи - общение, означает, есть и другая ее задача - осведомление. Таким образом, третье правило - говори доступно и подлинно. Речь неконкретна, если слова применяются в не соответствующем им смысле; если не исключена многозначность, которая порождает в свою очередь двусмысленность. Для информации значима суть произнесенного. Таким образом, говорите лишь то, что требуется для дела. И с данным связано 4 правило культуры речевого поведения - не быть монотонным. Выразительная речь поддерживает любопытство слушателя. Эпитеты, образные сравнения, эпитеты, риторические вопросы, цитаты, вплетение в высказывание поговорок, пословиц, крылатых выражений – вот что делает нашу речь яркой. В разных обстоятельствах нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых образов он обладает. Кто не умеет избирать слова в сложившейся обстановке, тот, естественно, не обладает культурой речевого поведения.

Профессия накладывает след на речь человека. Б. Шоу когда-то пошутил: «Профессия есть комплот для непосвященных». И вследствие того надлежащее правило звучит так: находи артельный язык хоть с каким собеседником. Во всяком случае, к этому надо стремиться. Если мы не создаем положительный коммуникативный климат, который помогает наладить контакт в ходе общения, наша речевая коммуникация не будет эффективной.

Итак, юридическая этика — это вид профессиональной этики, представляющий собой комплекс правил поведения служащих юридической профессии, обеспечивающих высоконравственный нрав их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а еще научный раздел, изучающий специфику реализации притязаний морали в данной сфере.

Юридическую этику можно именовать нравственным сводом правил юристов разных специальностей. В границах единственной юридической профессии есть специальности: следователь, адвокат, юрисконсульт, нотариус, прокурор, арбитр; работники органов контрразведки, работники органов внутренних дел, производящие правоприменительные функции; арбитр, сотрудники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные сотрудники — преподаватели правовых дисциплин, правоведы, и т.п.

При этом абсолютно оправданно говорить отдельно об этике арбитра, следственной этике, этике защитника и о прокурорской этике. Наряду с этим существует этика юрисконсульта, арбитра, нотариуса и т. п. Правда, для ряда юридических специальностей научная разработка моральных основ располагается только на исходной стадии, но они стихийно складываются и соблюдаются на основании единых для всех моральных общепризнанных мер.

Ценность юридической этики заключается в том, что она придает нравственный характер следственной деятельности, выполнению прокурорских функций, работе по осуществлению правосудия, а еще и иным обликам работы, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные общепризнанные меры заполняют правосудие и юридическую работу в целом гуманистическим содержанием.

Юридическая этика, открывая и пропагандируя человечные начала правоотношений, складывающихся во всевозможных сферах жизни, оказывает положительное влияние, как на законодательство, например, так и на право использование.

Юридическая этика содействует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, направляя их на строгое соблюдение нравственных правил, обеспечение подлинной справедливости, защиту свобод, прав и плюсы людей, службу охраны личной чести и репутации.

Список литературы:

  1. Батман Д. П. Адвокатская этика. М., 1977;
  2. Володина С.И. «Психологические и этические особенности защитительной речи»//Домашний адвокат. – 2009. - № 6. – 142 с.
  3. Голяков И.Т. "Адвокат в советском уголовном процессе". – М, 1954. – 345с.
  4. Кокорев Л.Д. Понятие, задачи и соотношение профессиональной этики юриста и следственной этики // Этика предварительного следствия: Труды В.С.Ш. МВД СССР. Вып. 15. Волгоград, 1976;
  5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 1993г.)//РГ. – 1993. - № 257.
  6. Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 1980;
  7. Малиновский А.А. «Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение»//Журнал российского права. – 2008. - № 4. – 193 с.
  8. Проблемы судебной этики. М.: Юристъ,2002. – 280 с.
  9. Харви Маккей «Дорога к вершине», М., 2003 г.