Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Основные экономические и социальные факторы распространения религиозного экстремизма в современной России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тагиров Шамиль Мумадиевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 1625
Показать PDF версию Основные экономические и социальные факторы распространения религиозного экстремизма в современной России

Тагиров Шамиль Мумадиевич, студент 2 курса направление «Юриспруденция» ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет


Экономические факторы распространения религиозного экстремизма в современной России:

-  утрата страной статуса одного из мировых экономических лидеров;

-  глубокий экономический кризис, приведший к абсолютному обнищанию и утрате большей частью населения страны надежды на скорое восстановление прежнего экономического статуса;

возрождение после шестидесятилетнего перерыва феномена массовой незанятости населения; [1,с.354]

-  возникновение феномена полной экономической зависимости от иностранных и международных внешних заимствований, одним из условий предоставления которой было устранение любых препятствий для оказания гуманитарной помощи (в том числе в духовной сфере);

-  финансирование естественных и общественных наук по остаточному принципу;

-  вынужденное прекращение финансирования институтов гражданского общества, выполнявших функции формирования и поддержания идеологического единства общества.

Политические (в том числе, правовые) факторы распространения религиозного экстремизма в современной России:

-  возникновение политического и идеологического вакуума после прекращения выполнения КПСС функций ядра политической системы и механизма формирования и поддержания идеологического единства общества;

-  утрата государством способности самостоятельно решать основные задачи государственного управления; [2,с.114]

-  дезактуализация прежней правовой системы, возникновение правового вакуума во всех основных сферах социальной жизни, в том числе в сфере духовной жизни;

- отсутствие опыта государственного управления в условиях политического плюрализма; [3,с.586

-  быстрый переход от правовой системы, основанной на принципе «запрещено все, что прямо не разрешено законом» к системе, функционирующей по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;

-  предоставление неограниченной политической свободы субъектам РФ1, создавшей феномен войны законов;

-  возникновение мятежной территории в виде Чеченской Республики, которая в течение короткого времени была превращена в плацдарм ваххабизма на территории России, ставшего идеологической основой одной из наиболее опасных форм криминального религиозного экстремизма, а также в базу международных террористических организаций, эксплуатирующих религиозные идеи;

-  отсутствие развитого законодательства, позволяющего эффективно предупреждать эксплуатацию легальных организационных форм религиозными экстремистскими организациями, идентифицировать и ликвидировать религиозные экстремистские организации, в том числе криминальные религиозные экстремистские организации (либерализация «духовного» законодательства, произошедшая в начале 90-х годов прошлого века.

-  отсутствие ясной государственной доктрины России как светского государства, создающее иллюзию тайного, а иногда явного участия церкви в управлении государством. [4,с.664]

Факторы распространения религиозного экстремизма в современной России, относящиеся к институту семьи:

-  утрата остаточных элементов патриархальности среднестатистической российской семьи, в которой мужчина был способен нести основное бремя материальных забот;

-  резкое снижение способностей семьи к самовоспроизводству в результате значительного уменьшения средней продолжительности жизни и готовности удовлетворять первичные материальные потребности членов семьи.

-  Факторы распространения религиозного экстремизма в современ ной России, относящиеся к нравственности:

-  искусственная дискредитация в общественном сознании базовых нравственных ценностей коммунистического общества (преобладание общественных интересов над личными и групповыми, интернационализм, безнравственность богатства на фоне нужды и голода, поощряемость безвозмездного труда и др.);

-  утрата властью и большинством ее представителей моральной власти вследствие коррупционного разложения;

-  ошельмование традиционных для советской России высших нравственных достижений и их символов (в частности, званий «Герой социалистического труда», «Ветеран труда»; «Ударник коммунистического труда»);

-  резкое падение престижа честного труда, в том числе служения Отечеству;

-  героизация криминалитета; пропаганда насилия как нравственно оправданного способа восстановления справедливости;

-  абсолютизация в массовом общественном сознании богатства как высшего нравственного идеала в сочетании с ненавистью к богатым.

Факторы распространения религиозного экстремизма в современной России, относящиеся к духовности:

-  обратная дестабилизация духовных основ общества1, в том числе:

-  десекуляризация - восстановление практики религиозного санкционирования и влияния на основные сектора общества, культуры, различные социальные группы и отдельных индивидов, ограниченной рамками традиционных конфессии ;

-   деатеизация - разрушение мировоззрения, отвергающего веру в Бога (богов) и в сверхъестественные силы;

-  усиление влияния традиционных конфессий на государственное управление;

-  усиление влияния традиционных конфессий на иные социальные институты (прежде всего семью и школу).







Литература:

1.  Бидова Б.Б. Исламский радикализм: анализ подходов и угроз //Молодой ученый. 2014. № 9 (68). - С. 353-355.

2.  Зиядова Д.З. Молодежный экстремизм: криминологический анализ//Черные дыры в Российском законодательстве. 2008. № 6. - С. 114.

3.  Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления //В сборнике: Государство и право: теория и практика Материалы II Международной научной конференции. 2013. - С. 55-59.

4. Бидова Б.Б. Анализ криминологических предпосылок женской преступности в Северо-Кавказском федеральном округе //Молодой ученый. 2016. № 3 (107). - С. 663-665.