Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Каратаева Юлия Николаевна
Студент ИПиП АлтГПУ
Научный руководитель: Богославец Лариса Геннадьевна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры ДиДОАлтайского государственного педагогического университета
Аннотация
В статье рассматриваются эффективные направления организации детской игры, уточняются роли педагога ДОО в ходе управления игровой деятельностью, анализируются процессы продуктивного педагогического руководства игрой детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, педагог, управления детской игрой, ведущий вид деятельности.
Детство — не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, но и период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы уже не восполнить взрослому человеку.
Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Это важная сфера жизни ребенка достаточно конкретно и содержательно изучена учеными, психологами, педагогами- практиками.
Однако, тема организации педагогического руководства детской игрой в настоящий период является значимой и актуальной. Серьезные изменения социальной действительности вносят свои перспективы в жизни каждого ребенка и организацию игровой деятельности в целостном педагогическом процессе ДОО.
Актуальность и значимость целенаправленного педагогического руководства детской игрой заключается в том, что на современном этапе игра рассматривается как способ социализации детей дошкольного возраста, связанный с формированием нравственной ориентации, коммуникативных компетенций, самосознания личности и активного проживания всех периодов дошкольного детства.
Требования федерального государственного стандарта дошкольного образования свидетельствует о том, что основная цель данного документа — позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. [1]
Достичь данной цели возможно при организации грамотного целенаправленного руководство игровой деятельности дошкольников.
Именно игра имеет преимущество по сравнению с другими видами деятельности в дошкольном возрасте, так как дает возможность организовывать прежде всего жизнедеятельность самих детей, способствует развитию личности, самостоятельности, общительности. [2]
Специфичность игры обусловлено ее сущностной характеристикой, структурой, сюжетами, игровыми действиями, делает ее деятельностью, требующий правильного управления или педагогического руководства.
Опыт практики свидетельствует, что педагоги ДОО проявляют две крайности в управлении игрой: понимание ее как спонтанно протекающей деятельности, и тогда отвергают управления ею, а педагог только наблюдает игру; чрезмерные дидактизирование игры и превращение ее в основное средство обучения.
Продуктивность управления детской игрой связано с признанием самоценности детства и самой детской игры. В ходе игры педагог реализует педагогическое взаимодействие с ребенком и создает оптимальные условия для стимулирования его активности, самостоятельности, инициативы, творческого воображение и мышления. Именно в этом проявляется профессионализм и педагогическое мастерство педагога при управлении игрой.
В ходе педагогического руководства игрой, чтобы достичь эффективности игры, педагог занимает различные позиции.
Творчество детей в игре определяется наличием их социального опыта, учитывая это, педагог занимает позицию организатора, который готовит условия игры: знакомит детей с окружающим миром через наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение детской художественной литературы; закрепляет их впечатления в окружающему миру, создает положительное отношение к нему через музыку, праздники, досуги, совместные с родителями детей проектами; проектирует игровую обстановку, подбирает оборудование, материалы для игры.
Актуальна также позиция педагога в управлении игрой как руководителя игры. Педагог проявляет свою роль руководителя на время самой игры, авторами которой являются дети.
Во что играть?, кем будут дети в игре?, какие атрибуты необходимы в игре?, где будут находиться дети во время игры?, эти доступные вопросы позволяют оптимизировать и направить планирование игры с детьми.
Личное участие педагога в игре, например, выполнение роли определенного персонажа является наглядным примером формирование умений детей играющими детьми.
В ходе развертывания игры педагог часто занимает позицию консультанта: обращаются к педагогу с вопросами распределение ролей, игрушек, правила общения в игре, способ разрешения возникающих конфликтных ситуаций.
С этой позиции педагог помогает в игре, обосновывает правильный ответ и поступки, позволяющий справиться с ситуацией, наполнить сюжет игры атрибутами, оборудованием.
Позиция аниматора в игре позволяет педагогу поддержать радость детей в игре, проявление их инициативы и самостоятельности, проявление детской забавы, активного включения в игру символических реквизитов, создание декора и предметной среды, чтобы вызвать положительные эмоции, веселое настроение у детей.
Важна и актуальна позиция педагога в управлении игрой как диагноста — знание сформированных игровых умений детей, особенностях их развития, актуального и социального опыта детей.
Мы считаем, чтобы направлять детскую игру, педагог должен уметь диагностировать и прогнозировать развитие детей, их интересы, возможности, творческие способности, которые проявляются в любимой для них деятельности.
Выполнение коммуникативной роли педагога в игре предполагает еще одну позицию в процессе педагогического руководства игрой. В ходе игры педагог находятся в тесном контакте с играющими детьми — непрерывном или косвенном.
Обозначенные нами позиции педагога в игровой деятельности (организатор, аниматор, диагност, консультант , партнер) реализуется через его коммуникативную функцию, обращения к детям, конструктивном педагогическом взаимодействии.
Вместе с тем, коммуникативная роль педагога объединяет детский коллектив, стимулирует общение детей со сверстниками и взрослыми.
Выполняя обозначенные роли в игровой за деятельности, педагог создает оптимальные условия для принятия играющим ребенком позиции субъекта в деятельности, что способствует его личностному развитию.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N 1155.
2. Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно — ролевыми играми в детском саду. — М.-2013
3. Игра дошкольника. / Под ред. С.Л.Новоселовой. — М.- 1989.