Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Блейхер Ж.А.,
заведующий МБДОУ «Детский сад № 43»,
магистрант ИПиП АлтГПУ
научный руководитель: Богославец Л.Г.
к.п.н., доцент
Аннотация
В статье обозначены основные направления формирования профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования, анализируются требования Профессионального стандарта «Педагог» деятельности воспитателей; выделяется использование активных форм методической работы для оптимизации профессионального развития педагогов ДОО.
Ключевые слова: педагог, стандарт, дошкольное образование, формы методической работы.
Современные условия жизнедеятельности дошкольной образовательной организации (далее-ДОО) предъявляют новые требования к профессионализму педагогов и специалистов, работающих в ДОО; определяют иное и целенаправленное содержание методической деятельности в профессиональном развитии педагогов.
Данные позиции предполагают смещение акцентов с формирования знаний, умений и навыков на умение и мотивацию учиться — к реализации непрерывного образования, включающего формирование профессиональных компетенций к самоизменению, саморазвитию, самовоспитанию, овладению культурными способами деятельности. В педагогическом плане — ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенного багажа знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, поддержке детских инициатив и интересов.
В этой связи качественное дошкольное образование невозможно без педагога. Именно в системе непрерывного образования формируется новое профессиональное мировоззрение педагогов ДОО, их способности адаптироваться к новым социокультурным изменяющимся условиям. Педагог-профессионал сегодня должен стать социально-ценностной личностью, а профессионализм — социальным явлением [1;с.8]
Достижение обозначенных целей во многом зависит от заинтересованной позиции руководителей ДОО, создание оптимальных условий, которые помогают педагогам проявлять самостоятельную инициативу, творчество, становиться источником мотивации к профессионально-личностному развитию, что способствует постепенному внедрению инновационных процессов в систему деятельности ДОО.
Изучив требования Профессионального стандарта «Педагог», мы уточнили основные направления работы, на которые необходимо обратить внимание в нашем коллективе при формировании профессиональных компетенций:
— индивидуализация образования, включая адресную помощь детям, имеющих ограниченные возможности здоровья;
— мониторинг качества целостного образовательного процесса, организация процедуры внутренней системы оценки качества дошкольного образования в ДОО;
— ИКТ — компетентность педагогов;
— сотрудничество педагога со специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, тьютором, педагогом дополнительного образования);
— активное вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс и их психолого-педагогическое просвещение.
В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и внедрением нового содержания Федеральной образовательной программы дошкольного образования, ДОО требуется уже не педагог-исполнительный, действующий шаблонно, с определенными эталонами стереотипизации деятельности — а исследователь, инициативный, мобильный, творческий, образованный, создающий для ребенка ситуацию успеха, который в своей повседневной работе старается использовать импровизацию, артистизм, умеющий проектировать развивающую предметно-пространственную среду; педагог, который предоставляет детям возможность проявить себя, как творческими личностями.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что профессиональная компетентность педагогов характеризуется, как общая способность педагога мобилизовать знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий [2].
Стабильно высокий уровень профессионального развития, педагогической компетентности, формирования профессионального сознания и мотивации, индивидуального стиля деятельности может быть достигнут только при условии непрерывного образования.
На сегодняшний день формирование профессиональных компетенций педагогов в ДОО происходит за счет организации деятельности творческих, временных групп педагогов различной тематической направленности: «Обобщаем педагогический опыт», «Путь к педагогическому успеху», «Взаимодействие с родителями воспитанников»; реализацией педагогами индивидуальных тем самообразования методической работы; проведением консалтинговых занятий, тренингов, игровых и рефлексивных практикумов: «Имидж современного педагога», «Калейдоскоп общения», «Разноцветный чемодан настроения», «Хочу все знать!», «Мир дошкольного детства».
В структуре активных форм методической работы для оптимизации профессионального развития педагогов реализуется значимая профессиональная позиция руководителя ДОО по отношению к педагогам — это принципы гуманизации профессионального развития:
— принцип природосообразности, опора на закономерности развития личности педагога;
— ценность, комплексность и системность в подходе к профессионально-личностному развитию;
— личностной ориентации, включающих эгоцентрированный подход (учет индивидуально-личностных особенностей педагогов);
— деятельностный и компетентностный подходы;
— возрастной (подбор приемов, методов и форм методической деятельности в соответствии с ведущими потребностями возраста, этапов становления и проявления профессионализма каждого педагога).
Таким образом, практико-ориентированная значимость организованных методических мероприятий заключается в систематизации ценностей педагогической деятельности, планировании перспектив профессионального роста, разработке и корректировке индивидуального и профессионального маршрута каждого педагога.
Литература:
1. Профессиональный стандарт «Педагог». https://base.garant.ru/70535556/
2. Русаков А.С., Эпштейн М.М. "Модель инновационных комплексов и формирование образовательной программы детского сада«.- М.2016
3. Майер А.А., Богославец Л.Г. «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ». — Методическое пособие- Москва- ТЦ «Сфера», — 2016. — 128 с.