Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Савченко Т. В.
воспитатель МАДОУ «Детский сад №265»
Научный руководитель: Богославец Л.Г.
канд.пед.наук, доцент АлтГПУ
г.Барнаул
Аннотация.
В статье рассматривается организация детского экспериментирования в дошкольной образовательной организации (далее — ДОО); приводится ряд дидактических игр для эффективной организации и детских опытов; предлагается тематика детских опытов в мини-лаборатории ДОО.
Ключевые слова: ребенок, детское экспериментирование, познавательная активность, педагог дошкольной образовательной организации.
Дошкольное детство — значимый этап в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте он представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, с любознательностью и интересам к познанию окружающего мира.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ориентируют педагогов ДОО на «индивидуальное развитие личности воспитанников, творческой, инициативной, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать свои действия в разных видах деятельности» [1].
Как свидетельствует практика, дети с большим желанием и интересом самостоятельно обсуждают тему исследования, систематизируют материал и оборудование в ходе детского эксперимента.
Эти мотивация и интерес обусловлены тем, что простые детские эксперименты помогают ребенку реализовывать себя в активной деятельности; дети учатся самостоятельно формулировать гипотезы, анализировать простейшие выводы, конкретизировать их, стремятся к получению знаний опытным путем. Чем разнообразнее интенсивнее познавательно- исследовательская деятельность ребенка, тем больше новой информации получит он, тем быстрее и полноценнее его личностное развитие.
Е.А.Мартынова отмечает, что "потребность ребенка в новых впечатлениях включается на основе возникновения и развития детского экспериментирования, ориентированного на познание представлений об окружающем мире с одновременным включением сохранных анализаторов, введения дошкольников в осмысленную познавательную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать новые свойства и явления предметов, их сходства и различия«[2].
Для развития познавательных способностей, поддержания интереса к исследованиям, детским опытам педагоги МАДОУ «Детский сад № 265» г. Барнаула используют активные формы, которые ребенку интересны, позволяют чувствовать себя «ученым» и «исследователем». Так, при изучении воды необходимо не просто сказать детям, какими свойствами она обладает и что ребенок увидел, а рассматривая процесс кипения, обозначить, как вода превращается в новый вид агрегатного состояния — пар (газообразное состояние жидкости).
В каждом разделе экспериментирования педагоги используют знакомые детям дидактические игры. Например, для изучения природного явления «радуга» используется игра «Найди лишнее», при помощи специальных технологических карт закрепляются знания о свойствах радуги, ее цветовом составе. В условиях мини-лаборатории дети используют измерительные приборы: лупы, часы, весы, пробирки, мерные стаканы.
Большую роль отводится игровым формам и упражнениям, которые привлекают детей и являются продуктивными в достижении поставленной цели: игры — эксперименты, игры-путешествия.
Охарактеризуем их подробнее. Игры-эксперименты—это игры на основе экспериментирования с предметом. Основные действия ребенка — это манипуляция с определенным предметом, на основе заданного педагогом сюжета: «Кораблик из бумаги Брызг-брызг», «Резиновый мячик». В сундучке мини-лаборатории имеются интересные вещи, предметы, которые мы используем в ходе эксперимента (фонарик, резиновый шарик, камешек, разноцветные стекла, кусочек ткани, угольки т.д.)
Цель таких игр заключается в развитии познавательной активности, любознательности, тактильной чувствительности. Задача педагога — активизировать инициировать в ходе детского экспериментирования появление вопросов у детей: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Содержание игр-путешествий заключается в том, что ребенок, совершая виртуальную прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную, игровую ситуацию: «В гости в лабораторию к Фиксику — найди металлические, бумажные, стеклянные предметы», «Разноцветные льдинки», «Кто самый внимательный?», «Чародеи цвета», «Почему у елки зеленые иголки?». При организации детских опытов и игровых упражнений в Центре книги в возрастной группе организуется выставка «Хочу все знать!» познавательного характера с аннотацией на каждую: «Где живут динозавры?», «Почему голубое небо?»
Для проведения экспериментов особая роль отводится моделям последовательного проведения и организации детских экспериментов: использования мнемотаблиц —своеобразных моделей обследования предметов, которые помогают выделить его свойства: «Что вырастет из семян?», «Тает снег», «Посадка лука», «Путешествие икринки».
При организации детских опытов педагоги активно используют речевые зарисовки в ощущениях детей: "Когда я трогаю руками камень то...","Я слышу, как капают дождинки«, «Я слышу шум ветра», «Дотроньтесь рукой до горячего утюга», «Льдинка на ладошке», «Песенка флоры». Данный прием в ходе детского экспериментирования побуждает детей к речевой активности, описанию возможных ощущений.
В ходе экспериментирования и постановки опытов педагоги используют элементы игровых технологий:
— сквозные персонажи — Кот ученый, Домовенок Кузя, его родственники — сестренка Марфуша и дед Митрофан, игрушки Почтальон, Лесовичок, бабушка Загадушка, Умный маг, Хранитель мини-лаборатории;
— сюжетно-ролевые игры: «Путешествие к динозаврам», «Космонавты», «Домашняя лаборатория»;
— речевые конструкции, создающие ситуацию успеха: «Давайте решим «Что сделаем в начале, а что потом», «Все правильно получилось», «Кто начнет выполнять задание, кто продолжит?».
Структура занятия экспериментирования в мини-лаборатории ДОО включает следующие позиции:
— постановка познавательно-исследовательской задачи;
— прогнозирование результата опыта или эксперимента;
— уточнение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов;
— распределение на микрогруппы, выбор ведущих (капитанов), которые помогают организовать экспериментирование или опыт, могут комментировать ход и результаты совместной деятельности;
— выполнение нового эксперимента, согласно его планирования;
— наблюдение результатов эксперимента и их фиксирование в Дневнике исследователя или Чек-листе опыта; формулирование выводов по итогам эксперимента.
Таким образом, целенаправленная организация детского экспериментирования в условиях ДОО с применением интересных заданий для детей побуждает их к творческому поиску, познавательной активности и воображению, развивает тактильную чувствительность и любознательность к познанию; позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства предметов, учит детей делать выводы.
Литература
1. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: опыт и эксперименты для дошкольников / ДыбинаО.В., РахмановаН.П.,-М.: ТЦ"Сфера". − 2012
2. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 5-7лет; тематическое планирование, рекомендации / Е.А.Мартынова,Н.М.Сучкова,-Волгоград,-"Учитель".-2010.—с.15
3. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н.В.Исакова.—Санкт—Петербург :Детство-пресс, 2013.— 64с.