Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
А.Д. Шульга, студ.,
рук. А.В. Полячков, к.т.н., доцент.
(Филиал ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Смоленске)
Широко известны различные реализации алгоритма «Игры в жизнь», который позволяет решать различные нечисловые задачи. По своей структуре, игра «Игра в жизнь» представляет некую клеточную матрицу, которая может быть двух и более размерностей.
Ассоциативная среда [1, с. 27] использующаяся для реализации различных методов эффективности не числовой обработки данных и организации управления. По своей структуре ассоциативные среды могут быть многокоординатными и способными реализовывать алгоритмы одновременной обработки всей хранимой в ассоциативной среде информации. По своим потенциальным возможностям ассоциативная среда может использоваться для алгоритмов, используемых в «Игре в жизнь».
Для такой реализации необходимо на основе ассоциативной среды разработать соответствующую структуру, которая может выполнять требуемый алгоритм.
В данной статье предлагается такая ассоциативная среда.
Особенностью ее является многоуровневая организация, которая основана на представлении ассоциативных ячеек, образующих общий уровень, как состоящих из ассоциативных элементов, образующих свой уровень [2, с. 72].
Ассоциативные ячейки образуют матрицу ассоциативных ячеек (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Ассоциативная матрица.
Ячейки ассоциативной среды соответствуют отдельным клеткам поля, реализующим алгоритм «Игра в жизнь».
Правила функционирования этого поля:
Каждая клетка (ассоциативная ячейка) на этом поле может находиться в двух состояниях: быть «живой» или быть «мёртвой» (пустой).
Клетка имеет восемь соседей.
Распределение живых клеток в начале игры называется первым поколением.
Каждое следующее поколение рассчитывается на основе предыдущего по следующим правилам:
Правило рождения – если в пустой (мёртвой) клетке, рядом с которой ровно три живые клетки, зарождается жизнь;
Правило выживание - если у живой клетки есть две или три живые соседки, то эта клетка продолжает жить;
Правило гибели - в противном случае (если соседей меньше двух или больше трёх) клетка умирает («от одиночества» или «от перенаселённости»)
Игра прекращается, если на поле не останется ни одной «живой» клетки, если при очередном шаге ни одна из клеток не меняет своего состояния
На рисунке 2 приведен пример реализации ассоциативной ячейки, на основе ассоциативных элементов.
Рисунок 2 - Ассоциативная ячейка (клетка), состоящая из 13 ассоциативных элементов для «Игры в жизнь»
Ассоциативная ячейка представляет группу из 13 ассоциативных элементов следующих видов:
из восьми элементов взаимодействия (ЭВЗ);
из четырех логических элементов (ЛЭ);
одного элемента памяти (ЭП).
Разработанные для реализации ассоциативные ячейки могут быть организованы в двухмерную и трехмерную структуру. В трехмерной структуре ассоциативная ячейка выглядит как на рисунке 3.
Рисунок 3 - Ассоциативная ячейка, состоящая из 13 ассоциативных элементов «Игры в жизнь». Многомерное представление.
Трехмерная структура ячейки составляет многомерную ассоциативную среду, что позволяет организовать:
иерархическую организацию ассоциативной среды;
однородную структуру;
возможность многокоординатного доступа к ячейкам.
Общий (плоский) вид этой среды представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Пример организации ассоциативного поля в «Игре в жизнь»
На основе организованной таким образом ассоциативной среды автором выполнено моделирование. Моделирование подтвердило пригодность ассоциативной среды использоваться для реализации заданного алгоритма.
В отличие от реализаций обычными программными средствами моделирование и применение ассоциативных структур позволяет реализовать параллельное выполнение алгоритма, быстрый контекстный доступ к клеточному полю.
Литература
Огнев И. В., Борисов В. В. «Ассоциативные среды». - Радио и связь, Москва 2000г. -312 стр.
Полячков А. В. «Сетевые контроллеры на основе ассоциативной среды с совмещением функций управления, хранения и обработки информации». Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук по специальности «Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления». – Москва «МЭИ» 2003г. – 149 стр.