Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бурыгина Лариса Андреевна
главный врач
ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 4
им. П.Б Ганнушкина ДЗМ.,
Россия, г. Москва
Давидов Давид Рудольфович
аспирант
ФГБУ Центральный НИИ организации и информатизации
здравоохранения Минздрава России,
Россия, г. Москва
Чораев Владимир Владимирович
врач-психиатр
отдела организационно–методической
и клинико-экспертной работы
ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 4
им. П.Б Ганнушкина ДЗМ., Россия, г. Москва
Аннотация: В статье проанализирован опыт внедрения административных обходов отделений стационара ГБУЗ «ПКБ № 4 ДЗМ».
Ключевые слова: медицинская организация, административные обходы, контроль качества и безопасности медицинской помощи, чек — листы, стандартные операционные процедуры.
Цель: проанализировать опыт внедрения административных обходов отделений в городской клинической психиатрической больнице в рамках повышения качества и безопасности медицинской деятельности в стационарных условиях.
Материалы и методы: результаты еженедельных административных обходов. Анализ литературных источников по проблеме по повышению качества и безопасности медицинской деятельности
В настоящее время в рамках организации оказания психиатрической помощи специалисты опираются на принципы общественно-ориентированного подхода. В рамках данной модели ключевые принципы оказания психиатрической помощи населению заключаются в оказании комплексной амбулаторной или специализированной помощи в максимально доступных для пациента условиях, создании системы реабилитации и ухода на дому, применении методик, основанных на принципах доказательной медицины. В современном здравоохранении все большую ценность приобретает личность пациента, и основу оказания качественной психиатрической помощи начинает составлять соблюдение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, а также прав их родственников и остальных членов общества. Ключевым элементом оказания качественной и безопасной медицинской помощи становится лечение, ориентированное на пациента [13].
Учитывая постоянно повышающиеся требования пациентов их родственников к качеству оказания медицинской помощи, а также в связи с конкуренцией на рынке оказания медицинских услуг, встает вопрос о необходимости изменения подходов к организации лечебно-диагностической работы, порядка ведения и оформления медицинской документации, соблюдения санитарно — эпидемиологического режима, реабилитации пациентов во время нахождения в условиях стационара, что способствует постоянному повышению качества оказания медицинских услуг [1; 12].
Важно то, что представленные выше направления не могут эффективно реализовываться без активного участия среднего медицинского персонала. Причем по некоторым направлениям, например, по обеспечению безопасности среды в медицинской организации, организации ухода за пациентами роль среднего медицинского персонала представляется ведущей.
В методических указаниях Минздравмедпрома РФ от 20.12.2002 № 2002/140 предлагается различать «экспертизу качества лечебно-диагностического (профилактического, реабилитационного) процесса» и «экспертизу качества (эффективности) медицинской помощи». Основными отличиями этих видов экспертиз являются особенности задач, применяемых для оценки методических подходов и критериев (характеристик) качества [3].
При проведении экспертизы качества лечебно-диагностического процесса проводится оценка выполняемых медицинских технологий по таким критериям, как: результативность, адекватность, своевременность, обоснованность, отраженная в медицинской документации, соответствие необходимого объема, преемственность.
Учитывая опыт предшественников и с целью исполнения ст. 87 Федерального законом №
Основным недостатком экспертизы как метода является субъективизм эксперта, в силу чего при внедрении в практику клинико-экспертной работы экспертизы качества необходимо разрабатывать способы снижения субъективности оценки, среди которых на сегодняшний день применяются: критерии качества, индикаторы, балльная система и другие [5; 6]. С этой целью во все структурные подразделения учреждения, опираясь на процессуально правовую базу, практические рекомендации по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации Росздравнадзора, были разработаны и адаптированы для психиатрического стационара стандартные операционные процедуры и чек — листы. Основная цель такой системы — сделать лечение пациентов эффективным и безопасным [6].
Во время административного обхода особое внимание уделялось: антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическому состоянию процедурного кабинета, палат, коридоров, служебных помещений, ведение соответствующих журналов. Наличие графика работы персонала и его соблюдение, наличие и качество ведения учетной документации, наличие документального учета движения пациентов. Соответствие количества пациентов, находящихся на койках, их списочному составу в отделениях. Соблюдение режима хранения лекарственных средств, отсутствие просроченных медикаментов. Наличие и качество ведения медицинской документации, в частности:
— дневники, этапные эпикризы (полнота, частота ведения);
— наличие в историях болезни бланков с результатами обследования;
— выполнение назначений смежных специалистов врачей-консультантов;
— наличие заключений врачебных комиссий по различным вопросам:
назначение лекарственной терапии, решение социальных вопросов и т.д.
— Наличие наглядных информационных материалов для пациентов, включая график приема посетителей в отделении.
— Наличие информации для население о программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, информация о предоставлении платных медицинских услуг.
В беседе с пациентами и их родственниками оценивались удовлетворенность качеством медицинского обслуживания, лечебного питания и реабилитационных мероприятий, проводимых в отделении [2].
Особое внимание было уделено соблюдению медицинской этики и деонтологии при оказании помощи пациентам; а также состоянию организации работы и оснащения зон приема пищи пациентов.
По окончании обхода проводится анализ проверки, обсуждение выявленных недостатков, выработка алгоритма их устранения с установлением конкретных сроков.
Заключение.
Таким образом, за период проведения административных обходов, как руководство больницы, так и персонал оценили их значение и пользу. Руководство пришло к выводу, что административные обходы являются действенным инструментом повышения результативности деятельности больницы. Выступая для администрации больницы дополнительным источником информации о состоянии дел, административные обходы способствуют выявлению несоответствий и своевременному их устранению. Персонал больницы видит полезность их в том, что получает оценку своей работы со стороны администрации, выявляются зоны деятельности, на которые стоит обратить особое внимание и своевременно устранить выявленные недостатки.
Это побудило изменить подходы к административным обходам. Было принято решение проводить административные обходы по подразделениям с привлечением сотрудников других отделений для переноса лучшего опыта. При этом основной целью обходов является контроль качества и безопасности медицинской деятельности, организация лечебно-диагностической работы, порядка ведения и оформления медицинской документации, соблюдения санитарно—эпидемиологического режима, а также проведения текущего контроля качества оказания специализированной медицинской помощи больным в стационаре и с целью совершенствования системы управления больницей в целом.
Литература