Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Организационно-педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Дорохова Евгения Станиславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2065
Показать PDF версию Организационно-педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении

Е.С Дорохова
г. Челябинск

Аннотация: Статья посвящена вопросам изучения организационно-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: психологический климат, организационно-педагогические условия, проект.

Проблемой формирования благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. На успешное воспитание и образование детей дошкольного возраста, напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога, среди которых организованность, ориентация на результат, повышение самооценки и профессиональной компетенции, другое.

Актуальность данной темы заключается в том, что чаще всего проводятся психологические исследования благоприятного психологического климата. В разное время, в психолого-педагогической литературе к проблеме формирования благоприятного психологического климата обращались многие педагоги и ученые.

Понятие «климат» было транслировано из географических наук и метеорологии (К.К. Платонов). Это многолетний режим погоды определённой местности [3].

На основе анализа имеющихся в литературе определений и разработок в социальной психологии А.Г. Ковалевым и В.И. Панферовым было предложено следующее понятие психологического климата: «Психологический климат — это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой находятся члены коллектива с окружающей социальной средой и между собой, и в процессе общения и труда, проявляется в эмоциональном, нравственном и идеологическом плане, поведенческом, когнитивном, воздействует на активность личности и деятельности коллектива» [1].

Проблема формирования благоприятного психологического климата в коллективе занимает одно из ведущих мест в системе управления организацией и здесь необходимо решать три неразрывно связанные проблемы: улучшение организационного и группового климата; необходимые изменения моделей руководства; изучение и применение конструктивных моделей разрешения конфликтов на всех уровнях функционирования организации [1].

Коллектив — это совокупность людей, в основе функционирования которой лежит ценностно-ориентационное согласие всех его членов, при этом главные ценностные характеристики являются общественно-значимыми (А.Г. Аллахвердян).

Основной отличительной особенностью педагогического коллектива от остальных, состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Эффективность профессиональной деятельности педколлектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, сотрудничества, степенью организованности [3].

Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны: напряженность, высокий уровень тревожности, эмоциональная неустойчивость. Специфика психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в дошкольном образовании (Е. С. Асмаковец).

Таким образом, можно сделать вывод что, формирование благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении — это результат кропотливой и сложной работы.

Условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом является благоприятный психологический климат [3].

Формирование и совершенствование психологического климата — это постоянная практическая задача руководителей любой категории. Создание благоприятного климата в коллективе является не только творческим, но и ответственным делом. Формирование хорошего психологического климата требует, особенно от руководителей, понимания эмоционального состояния, настроения, психологии людей, их отношений друг с другом, душевных переживаний, волнений [2].

Можно предположить, что особенности работы по формированию благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении заключаются, в факторах, влияющих на формирование благоприятного климата в коллективе таких как: сработанность членов коллектива, удовлетворённость работой, характер деятельности и условий труда, характер отношений, сплоченность коллектива, стиля руководителя организации, правильного подхода к решению конфликтных ситуаций. Так же, в пределах психологической организации коллектива выделяют формальную и неформальную подсистемы отношений. От определения состоянием психологического климата, зависит результативность деятельности трудового коллектива.

В нашем исследовании мы предположили, что формирование благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении будет проходить успешно, если разработать и реализовать проект по улучшению благоприятного психологического климата в дошкольном образовательном учреждении.

Сущность опытно — поисковой деятельности характеризуется целенаправлен­ным внесением принципиально важных изменений в ход педаго­гического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой.

Опытно-поисковое исследование проводилось в три этапа:

Констатирующий этап (май 2016 — сентябрь 2016 гг.). На констатирующем этапе опытно-поисковой работы решались задачи:

определение экспериментальной базы;

анализ работы ДОУ по формированию климата;

отбор диагностических методик.

Формирующий этап (октябрь 2016 — июль 2017 гг.). Апробация организационно — педагогических условий, включающая констатирующий, формирующий и обобщающий этапы.

Обобщающий этап (август 2017 — октябрь 2017 гг.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенной опытно-поисковой работы, уточнение основных выводов, обобщение, систематизирование и оформление материала магистерской диссертации.

Цель опытно-поисковой работы: провести анализ психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения и предложить программу по его оптимизации.

Задачи исследования:

Изучить объект работы.

Подобрать диагностические методики психологического климата коллектива.

Выявить специфику психологического климата в коллективе.

Проанализировать полученные результаты.

Предложить и апробировать проект по оптимизации психологического климата в коллективе ДОУ.

Проверить эффективность проведенной работы.

Проведя анализ ДОУ, мы выявили что, проводятся плановые педагогические советы и семинары- практикумы касающиеся воспитания и образования детей, а также неформальные мероприятия, касающиеся государственных праздников. Также не выявлено проявления специальной работы с кадрами по формированию психологического климата в коллективе. В основном, работа направлена на повышение педагогической компетентности сотрудников.

Проведя первый, результаты показали нам, что педагоги испытывают недостаточное чувство причастности к работе коллектива. Они считают, то начальство не сильно заинтересовано в них. Также в случае предложения лучших условий работы и более высокой заработной платы они перешли бы в другой коллектив. Такой уровень групповой сплоченности недопустим в педагогическом коллективе.

После апробирования нашего проекта в ДОУ. Мы провели второй диагностический срез. Для подведения итогов, мы сравнили сравнить результаты проведённых диагностик. Сотрудники отмечают повышение тона настроения в коллективе, установление доброжелательных отношений между большинством членов коллектива. Педагоги с удовольствием участвуют в мероприятиях ДОУ. Они сопереживают друг другу, относятся с уважением к коллегам, стремятся поддержать. Новички получают как профессиональную, так и эмоциональную поддержку. Повысилось чувство гордости за коллектив.

Таким образом, можно говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы и эффективности реализованных организационно-педагогических условий.

Список литературы:

  1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. — М: Просвещение, 2009.
  2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. — М.: Триада-ЛТД, 2015. — 384 с.
  3. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении / Л.М. Денякина. — М.: «Новая школа», 2011. — 268c.