Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Апухтин Антон Сергеевич
Апухтина Анна Владимировна
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», МАОУ
«Гимназия №93» г. Челябинск, Россия
apukhtinas@gmail.com
Аннотация: данная статья раскрывает назначение информационных технологий в процессе преподавания в системе основного общего образовани.
Ключевые слова: Информационно-образовательная среда, информационно-методические условия, информационно-коммуникационные технологии.
Abstract: This article reveals the purpose of information technology in the teaching process in the system of general education.
Keywords: Information and educational environment, information and methodical conditions, information and communication technologies.
Современные реалии жизни тяжело представить без применения информационных технологий, которые проникли во все сферы деятельности человека. Не исключение стала и система образования. Применение компьютерных технологий в образовательном процессе на всех уровнях обучения имеет, потенциально, огромное значение для повышения качества этого процесса. Сегодня можно услышать много споров о том, насколько значимо применение данных технологий, но фактически все педагогическое сообщество признает целесообразность их применения.
Однако на сегодняшний день лишь руководство системы основного общего образования Российской Федерации идет по пути необходимого и признанного применения информационных технологий в образовательном процессе. Что нашло отражение во ФГОС основного общего образования:
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды:
Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Данный аспект также отражен в Профессиональном стандарте педагога. Описание трудовых действий педагога имеет следующий аспект:
С указанием следующих необходимых умений:
Одним из ярких примеров применения средств ИКТ в образовательном процессе являются сервисы web 2.0.
Сервисы web 2.0 – приложения, основанные на активном участии пользователей в формировании их контента. Сам термин «Веб 2.0» появился в сентябре 2005 года, его автором принято считать Тима О’Рейли – руководителя издательской компании O'Reilly Media и сторонника движения за свободное программное обеспечение. В своей статье «What Is Web 2.0» Тим О’Рейли определил «веб 2.0» как методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуется.
Перспективы и возможности использования Интернета как глобальной интерактивной обучающей среды практически безграничны, и, несомненно, их методологический и технологический потенциал огромен и не изучен полностью: они позволяют перейти к использованию принципиально новых технологий обучения, коренным образом видоизменяя его парадигму. Эти технологии, основанные полностью или частично на ИТ, и принято называть web 2.0, а образование, базирующееся на их использовании, – образованием 2.0.
Благодаря инструментарию веб 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети Интернет.
К особенностям веб 2.0, которые способствовали появлению новой образовательной модели, могут быть отнесены такие его характеристики, как:
Благодаря этим сдвигам наметился отход от преподавательско-центрической модели обучения (англ.: teacher-centered approach), долгое время превалирующей в национальных системах образования многих стран, особенно на постсоветском пространстве, к ученическо-центрической (англ.: learner-centered approach), когда обучаемый из пассивного участника образовательного процесса становится активным его игроком. Обмен знаний протекает сразу по нескольким направлениям: «от преподавателя к студенту», «от студента к студенту» и от «студента к преподавателю», что преобразует сразу иерархическую структуру модели в сетевую.
Библиографический список: