Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Светик Кирилл Сергеевич,
Магистрант 2-го курса
Московского Государственного Областного Университета,
факультета физической культуры, направление подготовки:
«Профессиональное образование
в отрасли физической культуры и спорта»,
Научный руководитель: Вяльцев Александр Степанович
к.п.н., доцент
Аннотация. В статье представлены данные исследования влияния специальной физической подготовки на успешность проведения атакующих действий в партере. При разработке экспериментальной методики было необходимо определить взаимосвязь контрольных тестов по специальной и общей физической подготовке. На основании полученных результатов, можно говорить о необходимости увеличения объёма специальной физической подготовки юных дзюдоистов, как об основном факторе повышения их технико-тактического мастерства.
Ключевые слова: дзюдо, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, партер, физические качества, скоростно-силовая подготовка.
Исследования и практика доказывают ведущую роль развития физических качеств единоборцев, неотрывно связанных с высокой функциональностью всех систем организма. «Решающую и основополагающую роль в подготовке борца играет физическая подготовка»- А.П. Купцов. [1]
Таким образом, можно констатировать необходимость выделения средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки (ССП), которые входят составной частью в средства специальной физической подготовки (СФП) и должны способствовать как формированию рациональной структуры двигательного действия, так и одновременно необходимому для этого повышению энергетического потенциала рабочих механизмов, обеспечивающих их функционирование. По мнению Н.Г. Озолина, СФП следует разделять на две части: предварительную, преимущественно направленную на построение специального «фундамента», и основную, цель которой — возможно более высокое развитие двигательного потенциала применительно к требованиям избранного вида спорта. Другими словами, в системе СФП скоростно-силовая подготовка и спортивная техника должны рассматриваться в неразрывном единстве с физической и функциональной подготовленностью спортсменов. [2]
Основой взаимосвязи между техникой и физической подготовленностью служит единство двигательных качеств и навыков, которое обусловлено анатомическими, физиологическими закономерностями, общностью условно-рефлекторного механизма, лежащего в основе развития, как двигательных навыков, так и физических качеств. Нами был выполнен специальный анализ структуры сторон физической подготовленности единоборцев и результативности их соревновательной деятельности, который позволил определить значимость различных сторон физической подготовленности на спортивный результат.
Важно помнить, что величина проявления взрывной силы в спортивных упражнениях есть результат усилий не одной мышцы, а целой группы мышц, объединенных координационным соподчинением. Поэтому увеличение взрывной силы находится в прямой связи, прежде всего с совершенствованием нервно-координационных отношений, зависящих, с одной стороны, от улучшения внутримышечной координации за счет включения в кратковременную синхронизированную работу большого числа двигательных единиц с большей степенью напряжения и, с другой — от совершенствования межмышечной координации. [3]
Сегодня в литературе единоборств почти всегда используют упражнения с партнером, что довольно сильно затрудняет разделение специальных физических упражнений и основных. Мы полагаем, что лишь некоторые упражнения с партнером относятся к основным.
Специальные упражнения, выполняемые в контакте с партнером (например, учи-коми в дзюдо), не вызывают серьезных вопросов. Большую неочевидность имеет вопрос использования тренажёров и механизированных средств в специальной подготовке. В спортивной борьбе с ее трехплоскостными движениями разработать тренажер, позволяющий отрабатывать специальные силовые качества для большого числа различных приемов, используя при этом сложные управляющие механизмы, будет достаточно затруднительно и неэффективно, поскольку тренер при этом должен будет переключать эти механизмы в связи со сменой весовых категорий борцов и изменением структуры предстоящих действий.
Общепринятые виды спорта должны фигурировать в подготовке дзюдоиста преимущественно на начальном этапе подготовки, а также непосредственно в восстановительном и переходном мезоциклах в старших группах. Естественно всё это не исключает использования разнообразных методик общей физической подготовки, в которых присутствуют элементы спортивных дисциплин.
Для управления физической подготовленностью борца необходим контроль, предполагающий выбор информативных показателей. Такой подход служит критерием оценки выбранной методики, а на основании полученных результатов должна осуществляться корректировка тренировочного процесса
[4].
Методы и организация исследования
Исследование проводилось в период с 2015 по 2017 г. г. На базе спортивной школы «Авангард» и средней образовательной школы № 31 г. Мытищи, были охвачены 12 занимающихся дзюдо
Тестирование для определения общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов
Для оценки уровня специальной физической подготовленности, непосредственно, связанной с атакующей борьбой в партере были разработаны следующие тесты, оценивавшиеся методом экспертной оценки: переворот соперника из положения лёжа (60 с.); переворот соперника из положения упора на предплечья и голени («закрытой скамьи») (60с); уход с бокового удержания .
Для второго вида тестирования группа экспертов (3 человека), имеющая опыт судейства соревнований по дзюдо ставят оценку по правилу большинства, если 2 эксперта считают элемент выполненным, то оценка засчитывается. Для получения результатов в такого рода тесте вёлся подсчёт положений, которых успел достичь испытуемый при выполнении элементов за отведённое время (60с):
а) При перевороте соперника на спину из положения лёжа оценка в 1 балл дается, если проекция его спины полностью направлена вниз, и атакующий контролирует положение; оценка в 0,5 балла дается, если только половина проекции направлена вниз.
б) По такому же критерию оценивалась успешность переворота соперника из положения упора на предплечья и голени («закрытой скамьи»)
в) При уходе с удержание оценка в 1 балл дается, если испытуемый полностью ушёл с удержания «токета»; оценка 0,5 балла дается, если был совершён уход, но атакующий мгновенно вернул положение удержания «осаекоми».
На ноутбуке с использованием программы Microsoft Office Excel 2013 был проведен корреляционный анализ данных.
Результаты исследования
Указанными выше методами было проведено тестирование 12 испытуемых по 9 нормативам, 6 из которых отвечают за проявление разных физических качеств, а 3 связаны с их специфическим проявлением. (Таблица 1)
Таблица 1
Результаты тестирования дзюдоистов учебно-тренировочной группы первого года.
На основе полученных результатов был осуществлен корреляционный анализ по всем девяти тестам (Таблица 2).
Таблица 2
Корреляционный анализ результатов тестирования
Исходя из критического значения коэффициента корреляции при p = 0,05, статистически значимыми для 12 коррелируемых пар являются значения r ≥ 0,58, ввиду этого значения меньше обозначены красным цветом шрифта. Значения r ≤ 0,69 показывают среднюю корреляцию и обозначены жёлтым шрифтом. Значения r > 0,69 выявляют сильную взаимосвязь признаков и обозначены зелёным цветом.
Заключение
Анализ таблицы 2 показывает, что отдельные физические качества не показывают достоверной взаимосвязи с элементами двигательных действий в партере. Такой результат доказывает, что для совершенствования атакующей борьбы в партере необходимо использовать именно специальную физическую подготовку. Изолированное развитие физических качеств дзюдоиста не способно дать значительного прогресса в его технико-тактическом мастерстве. Специфические средства и методы, используемые в подготовке единоборцев, должны играть решающую роль при решении задач повышения потенциала юного дзюдоиста.
Литература