Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Определение взаимосвязи общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов 11-13 лет

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Светик Кирилл Сергеевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2689
Показать PDF версию Определение взаимосвязи общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов 11-13 лет

Светик Кирилл Сергеевич,
Магистрант 2-го курса
Московского Государственного Областного Университета,
факультета физической культуры, направление подготовки:
«Профессиональное образование
в отрасли физической культуры и спорта»,

Научный руководитель: Вяльцев Александр Степанович
к.п.н., доцент

Аннотация. В статье представлены данные исследования влияния специальной физической подготовки на успешность проведения атакующих действий в партере. При разработке экспериментальной методики было необходимо определить взаимосвязь контрольных тестов по специальной и общей физической подготовке. На основании полученных результатов, можно говорить о необходимости увеличения объёма специальной физической подготовки юных дзюдоистов, как об основном факторе повышения их технико-тактического мастерства.

Ключевые слова: дзюдо, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, партер, физические качества, скоростно-силовая подготовка.

Исследования и практика доказывают ведущую роль развития физических качеств единоборцев, неотрывно связанных с высокой функциональностью всех систем организма. «Решающую и основополагающую роль в подготовке борца играет физическая подготовка»- А.П. Купцов. [1]

Таким образом, можно констатировать необходимость выделения средств и методов специальной скоростно-силовой подготовки (ССП), которые входят составной частью в средства специальной физической подготовки (СФП) и должны способствовать как формированию рациональной структуры двигательного действия, так и одновременно необходимому для этого повышению энергетического потенциала рабочих механизмов, обеспечивающих их функционирование. По мнению Н.Г. Озолина, СФП следует разделять на две части: предварительную, преимущественно направленную на построение специального «фундамента», и основную, цель которой — возможно более высокое развитие двигательного потенциала применительно к требованиям избранного вида спорта. Другими словами, в системе СФП скоростно-силовая подготовка и спортивная техника должны рассматриваться в неразрывном единстве с физической и функциональной подготовленностью спортсменов. [2]

Основой взаимосвязи между техникой и физической подготовленностью служит единство двигательных качеств и навыков, которое обусловлено анатомическими, физиологическими закономерностями, общностью условно-рефлекторного механизма, лежащего в основе развития, как двигательных навыков, так и физических качеств. Нами был выполнен специальный анализ структуры сторон физической подготовленности единоборцев и результативности их соревновательной деятельности, который позволил определить значимость различных сторон физической подготовленности на спортивный результат.

Важно помнить, что величина проявления взрывной силы в спортивных упражнениях есть результат усилий не одной мышцы, а целой группы мышц, объединенных координационным соподчинением. Поэтому увеличение взрывной силы находится в прямой связи, прежде всего с совершенствованием нервно-координационных отношений, зависящих, с одной стороны, от улучшения внутримышечной координации за счет включения в кратковременную синхронизированную работу большого числа двигательных единиц с большей степенью напряжения и, с другой — от совершенствования межмышечной координации. [3]

Сегодня в литературе единоборств почти всегда используют упражнения с партнером, что довольно сильно затрудняет разделение специальных физических упражнений и основных. Мы полагаем, что лишь некоторые упражнения с партнером относятся к основным.

Специальные упражнения, выполняемые в контакте с партнером (например, учи-коми в дзюдо), не вызывают серьезных вопросов. Большую неочевидность имеет вопрос использования тренажёров и механизированных средств в специальной подготовке. В спортивной борьбе с ее трехплоскостными движениями разработать тренажер, позволяющий отрабатывать специальные силовые качества для большого числа различных приемов, используя при этом сложные управляющие механизмы, будет достаточно затруднительно и неэффективно, поскольку тренер при этом должен будет переключать эти механизмы в связи со сменой весовых категорий борцов и изменением структуры предстоящих действий.

Общепринятые виды спорта должны фигурировать в подготовке дзюдоиста преимущественно на начальном этапе подготовки, а также непосредственно в восстановительном и переходном мезоциклах в старших группах. Естественно всё это не исключает использования разнообразных методик общей физической подготовки, в которых присутствуют элементы спортивных дисциплин.

Для управления физической подготовленностью борца необходим контроль, предполагающий выбор информативных показателей. Такой подход служит критерием оценки выбранной методики, а на основании полученных результатов должна осуществляться корректировка тренировочного процесса

[4].

Методы и организация исследования

Исследование проводилось в период с 2015 по 2017 г. г. На базе спортивной школы «Авангард» и средней образовательной школы № 31 г. Мытищи, были охвачены 12 занимающихся дзюдо 2004-2005 годов рождения.

Тестирование для определения общей и специальной физической подготовленности дзюдоистов 11-13 лет проводилось вначале исследования для формирования групп и в конце для анализа результатов исследования. Были использованы нормативные документы и из них выявлены тесты для оценки физических качеств: бег на 60м (с.); челночный бег 3×10 ©; бег 1500м (мин); подтягивание на перекладине (раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз); прыжок в длину с места (см)

Для оценки уровня специальной физической подготовленности, непосредственно, связанной с атакующей борьбой в партере были разработаны следующие тесты, оценивавшиеся методом экспертной оценки: переворот соперника из положения лёжа (60 с.); переворот соперника из положения упора на предплечья и голени («закрытой скамьи») (60с); уход с бокового удержания .

Для второго вида тестирования группа экспертов (3 человека), имеющая опыт судейства соревнований по дзюдо ставят оценку по правилу большинства, если 2 эксперта считают элемент выполненным, то оценка засчитывается. Для получения результатов в такого рода тесте вёлся подсчёт положений, которых успел достичь испытуемый при выполнении элементов за отведённое время (60с):

а) При перевороте соперника на спину из положения лёжа оценка в 1 балл дается, если проекция его спины полностью направлена вниз, и атакующий контролирует положение; оценка в 0,5 балла дается, если только половина проекции направлена вниз.

б) По такому же критерию оценивалась успешность переворота соперника из положения упора на предплечья и голени («закрытой скамьи»)

в) При уходе с удержание оценка в 1 балл дается, если испытуемый полностью ушёл с удержания «токета»; оценка 0,5 балла дается, если был совершён уход, но атакующий мгновенно вернул положение удержания «осаекоми».

На ноутбуке с использованием программы Microsoft Office Excel 2013 был проведен корреляционный анализ данных.

Результаты исследования

Указанными выше методами было проведено тестирование 12 испытуемых по 9 нормативам, 6 из которых отвечают за проявление разных физических качеств, а 3 связаны с их специфическим проявлением. (Таблица 1)

Таблица 1

Результаты тестирования дзюдоистов учебно-тренировочной группы первого года.

nvlzttbl_1.png

На основе полученных результатов был осуществлен корреляционный анализ по всем девяти тестам (Таблица 2).

Таблица 2

Корреляционный анализ результатов тестирования

nvlzttbl_2.png

nvlzttbl_3.png

Исходя из критического значения коэффициента корреляции при p = 0,05, статистически значимыми для 12 коррелируемых пар являются значения r ≥ 0,58, ввиду этого значения меньше обозначены красным цветом шрифта. Значения r ≤ 0,69 показывают среднюю корреляцию и обозначены жёлтым шрифтом. Значения r > 0,69 выявляют сильную взаимосвязь признаков и обозначены зелёным цветом.

Заключение

Анализ таблицы 2 показывает, что отдельные физические качества не показывают достоверной взаимосвязи с элементами двигательных действий в партере. Такой результат доказывает, что для совершенствования атакующей борьбы в партере необходимо использовать именно специальную физическую подготовку. Изолированное развитие физических качеств дзюдоиста не способно дать значительного прогресса в его технико-тактическом мастерстве. Специфические средства и методы, используемые в подготовке единоборцев, должны играть решающую роль при решении задач повышения потенциала юного дзюдоиста.

Литература

  1. Купцов, А.П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы: Методические рекомендации для студентов ГЦОЛИФК [Текст] / А.П. Купцов. — М., 1980. — 70 с.
  2. Панков, В. А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств [Текст] / В. А. Панков, А.О. Акопян // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 4. — С. 6-9
  3. Панков, В. А. Применение современных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса борцов (юниоры) греко-римского стиля [Текст] / В. А. Панков.- М.- РГАФК, 1999. — 22 С.
  4. Максимов, Д.В. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретико-практические рекомендации [Теккст] / Д.В. Максимов, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков — М. ТВТ Дивизион, 2017. — 160с.