Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Обзорная статья: подходы к квалификационной подготовке людей с ограниченными возможностями по программе «дизайн мультимедиа»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сеньченко Ольга Михайловна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2908
Показать PDF версию Обзорная статья: подходы к квалификационной подготовке людей с ограниченными возможностями по программе «дизайн мультимедиа»
Сеньченко Ольга Михайловна
Студентка 2 курса магистратуры «Дизайн мультимедиа» Научный консультант по подготовке статьи: Ткалич С.К. доктор педагогических наук, член корреспондент РАЕ кафедра дизайна Институт Искусств: МПГУ Эл. почта: dmelt@mail.ru

Аннотация. Современная социальная политика в отношении людей с ограниченными возможностями требует развития новых перспективных методов, методик и технологий реабилитации. В данной статье рассмотрены подходы различных ученых к проблемам образования в рамках социокультурной и профессиональной реабилитации. Предложен авторский подход к обучению людей с ОВЗ по программе «дизайн мультимедиа».

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, профессиональное обучение, региональный дизайн в обучении.

Напряжение современной жизни в мегаполисах, количество автотранспортных катастроф на трассах, климатические катаклизмы, бытовые происшествия создают зону риска для людей разного возраста.

На систему социальной поддержки возлагается большая ответственность. За последние несколько лет социальная защита населения показала значительные успехи. Можно отметить рост профессионализма работников социальной сферы, разработку новой правовой базы (Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. От 21.04.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Однако сложившийся в обществе с давних времен негативный стереотип восприятия людей с ограниченными возможностями передвижения представляют собой психологический барьер на многих участках жизнедеятельности и коммуникативного профессионального общения.

Современная социальная политика в работах доктора педагогических наук Н.Н.Чеснокова рассматривается  какцеленаправленная институциональная организация социального взаимодействия людей, направленная на решение социально значимых проблем, связанная с: а) обеспечением поддержки наименее защищенных групп населения, б) их интегрированности в общественные отношения, в) с распространением в систему социальных отношений, г) с распространением и освоением социально приемлемых форм поведения и деятельности, а также образцов, норм и ценностей, значимых для данного сообщества людей [14].

Автор отмечает, что появляется необходимость создания и внедрения инновационных подходов. Мы согласны с мнением Н.Н.Чеснокова, что намеченные тенденции развития обуславливаются особенностями данных социальных групп.

Н.А. Соловьева в своей работе «Психология инвалидности» рассматривает личностные проблемы психологии людей с ограниченными возможностями [8]. Наиболее распространенными, по её мнению, являются изоляция и фрустрация.

И.Д. Ялом, доктор медицинских наук, определяет три вида изоляции: межличностная (переживается одиночеством), внутриличностная, которую он объясняет как «процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя», «когда человек душит собственные чувства или стремления, принимает «нужно» и «следует» за собственные желания, не доверяет собственным суждениям или сам от себя блокирует собственный потенциал» [14]. Также автор полагает, что экзистенциальная изоляция рассматривается как фундаментальная – отдаленность человека от мира. Одиночество приводит к собственной депривации личности, что носит деструктивный потенциал [8].

Рассмотрение проблематики профессиональной адаптации людей с ограниченными возможностями с различных сторон дает нам понимание всей значимости социальной политики в отношении людей с ОВЗ.

Л.Д. Карасева, М.В. Коробов и И.В. Дедёнева представили в своей работе статистику: 80% людей с ограниченными возможностями трудоспособного возраста не работают. Эти данные дают нам повод сделать вывод, что проблема носит иждивенческий характер, и отражается на экономике страны [3].

В работах последнего десятилетия используется термин «реабилитация», что подразумевает под собой сочетание медицинских, общественных и государственных мероприятий. Социокультурная и развивающая образовательная среда в работе с такими людьми должна базироваться на модели:


Рис. 1. Социальная модель

Примечание: в дополнение к данной универсальной схеме наш подход включает творческий компонент обучения людей с ОВЗ, в том числе, мы предлагаем освоение квалификационного модуля по программе «дизайн мультимедиа». Адаптация обучающего модуля включена в план деятельности Центра социальной реабилитации ГБУ ТЦСО «Зеленоградский» филиал «Солнечный».

Обучение людей с ОВЗ требует индивидуальных программ. Прежде всего, рассмотрим общие тенденции в образовательной системе. В последние годы образовательная среда в России претерпевает глубокие изменения. Эти изменения коснулись базиса всей образовательной системы. М.М. Короткевич на основе проведенного анализа механизмов управления общеобразовательными учреждениями в работе: «Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях» делает вывод, что обучение как трансляция знаний утратило свою актуальность[5].

Г.М. Клочкова, кандидат педагогических наук, имеет схожую точку зрения: традиционная образовательная система, по большей части, является фактологической, что предполагает передачу обучающимся готовых знаний и умений. По её мнению, большое количество учеников и студентов не умеют самостоятельно творчески мыслить [4].

Как видим, необходимо создание принципиально новых специальных программ и практик для социокультурной и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Развитие творческих, комбинаторных способностей в границах программы «дизайн мультимедиа» создаёт условия для формирования квалификационной компетентности человека с ограниченными возможностями.

Формирование такого творческого подхода к жизни у человека с ОВЗ является ценностным показателем педагогической деятельности. Педагог должен иметь поддержку руководства и условия для внедрения как аудиторного, так и дистанционного обучения.

С.С. Лебедева, доктор педагогических наук, в своей работе «Непрерывное образование инвалидов как социальной группы» очень четко обозначает три методологических подхода, на которых основывается образование людей с ограниченными возможностями:

1) системно-структурный подход;

2) гуманитарно-личностный подход;

3) культурно-исторический подход.

На базе этих трёх подходов С.С. Лебедева предлагает образование людей с ограниченными возможностями рассматривать как целостное социально-педагогическое явление в рамках отраслевого подхода [7].

На основе проведенного системного анализа научной литературы мы делаем вывод, что многие российские ученые уделяют значительное внимание проблеме социокультурной и профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Создаются новые реабилитационные методы и целые методики, что является позитивным фактором в рассмотрении данной проблемы.

К сожалению, есть и негативные факторы, что явилось источником для осмысления в нашей работе. Прежде всего, мы полагаем, что некорректно называть людей «инвалидами», если человек с дипломом вуза, колледжа попал в ДТП. Лишённый возможности передвигаться, он остается квалифицированным специалистом в своей профессиональной области, может работать с компьютером. Именно такой контингент людей с ОВЗ и привлекает наше внимание.

Так что же предлагаем мы? Например, обучающая программа «дизайн мультимедиа» может создать новое пространство для активного участия людей с ОВЗ в проектах социально-экономического назначения. Многие проживают в разных регионах России, что создает возможность использования национально-культурных маркеров для разработки оригинал-макетов печатной продукции [10]. Например, в каждом регионе России актуально еще больше развернуть иллюстрирование книг местных авторов, фестивальных плакатов, разработку сценариев и сюжетов для мультимедийных рекламных клипов, востребованных в туристской индустрии, индустрии культуры.

Практически можно говорить о создании индустрии информационного обеспечения регионального туризма, что поднимает вопрос о подготовке дизайнеров-графиков со знанием специфики национально-культурных маркеров. Обучающая программа «Основы исследовательской деятельности в дизайне» поможет развивать научный вектор и обучение в магистратуре, далее в аспирантуре[9].

Вывод. Мы полагаем, что переход от теоретических рассуждений к конкретизации обучающих программ – это веление времени. В этом направлении необходимо поддержать, легализовать специальную обучающую программу подготовки дизайнеров-консультантов в магистратуре, подготовленных для помощи людям, попавшим в ДТП, в восстановлении активного стремления к профессиональной самореализации.



Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе: учебное пособие / Б.Б. Айсмонтас. М.: МГППУ, 2013. – 196 с.

  2. Валеева Н.Ш., Куприянов Н.В., Хасанова Г.Б.Адаптация и реабилитация в социальной работе: учебное пособие / Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 586с.

  3. Карасаева Л.А., Коробов М.В., Дедёнева И.В. Методологические основы профессиональной реабилитации инвалидов // Электронный научный журнал «Apriori. Серия: Естественные науки». – 2013. №1. – C. 3 – 4.Режим доступа: www.apriori-journal.ru.

  4. Клочкова Г.М. Моделирование образовательной среды как необходимое условие создания технологии творчества будущих бакалавров // Периодика – Вестник психотерапии. – 2010. – №1. – C. 16 – 18.

  5. Короткевич М.И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2010. – №5. – С. 127 – 131.Режим доступа:www.journals.kantiana.ru.

  6. Курбатов В.И.Социальная работа: Учеб пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 178 –188.

  7. Лебедева С.С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Научный электронный журнал «Непрерывное образование: XXI век». – 2014. №1(5). – С. 1–14.

  8. Соловьева Н.А.Психология инвалидности: Метод. указания. – Ярославль РФ:издательство Яросл. гос. ун-та., 2004. –47 с.

  9. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности». Курс в магистратуре «дизайн мультимедиа». ­– Институт искусств: МПГУ. Осенний семестр 2015.

  10. Ткалич С.К. Региональный вектор в дизайн-образовании: императив триадичной интеграции. Статья. //9-я Международная конференция «Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества». Институт стратегических исследований (ИСИ). – Москва, 2013. Сборник ИСИ. – С.167-174. ISBN 978-5-91891-337-6. Режим доступа: gosnauka@bk.ru.

  11. Тюптя Л.Т., Иванова Е.И. Социальная работа (теория и практика): Учеб. пособие – М.: ВМУРОЛ «Украина», 2004. – С 228-236.

  12. Холостова Е.И. Технология социальной работы. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 478 с.

  13. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов для работы с инвалидами как фактор реализации гуманистически ориентированной социальной политики // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 190-199. Режим доступа: http://lib.sportedu.ru.

  14. Ялом И.Д. Экзистенциальная психотерапия / Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. — М.: Не­зави­симая фир­ма «Класс», 1999. — 576 с.