Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Обзор розничного сегмента рынка сердечно-сосудистых препаратов в России, итоги 2015 г.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ильина Анна Анатольевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 4672
Показать PDF версию Обзор розничного сегмента рынка сердечно-сосудистых препаратов в России, итоги 2015 г.

Ильина Анна Анатольевна
E-mail: ilaniuta@mail.ru

Статья представляет собой краткий обзор положения и основных тенденций развития рынка сердечно-сосудистых препаратов в России. Данные, представленные в исследовании, являются результатом анализа продаж розничного сегмента рынка сердечно-сосудистых препаратов за 2015 г. и приведены в цифрах розничных продаж.

В 2015 г. было реализовано 528 млн. упаковок сердечно-сосудистых препаратов на сумму более 100 млрд. руб. В сравнении с 2014 г. стоимостной объем вырос на 12,5% во многом благодаря росту средней цены за упаковку, о чем свидетельствует снижение натурального объема продаж на 2% [2].

На рынке сердечно-сосудистых препаратов около 50% лекарственных средств (ЛС) в стоимостном выражении принадлежит препаратам, производимым в западных странах (рис. 1). При этом продажи ЛС отечественного производства в деньгах составляют всего около 12%, в натуральном выражении — около 40% рынка РФ [5].

prepdig_1.png

Рисунок 1 — Структура продаж сердечно-сосудистых препаратов по группам стран

По типу лекарственных форм (ЛФ) средств, присутствующих на рынке сердечно-сосудистых препаратов, выделяют таблетки, растворы для инъекций, капсулы, порошки, гели и пр. (рис. 2).

prepdig_2.png

Рисунок 2 — Структура рынка сердечно-сосудистых препаратов по типу лекарственных форм

По итогам 2015 г. основную долю, около 60%, всего объема представленных на российском рынке лекарственных форм занимают таблетки. Второй по популярности лекарственной формой является раствор для инъекций, около 14%. Категория «Прочие» включает такие ЛФ, как мази, спреи, аэрозоли, настойки, растительное сырье и т.д. Общая доля этой категории ЛФ составляет 18% от всего объема ЛФ на территории РФ [2].

Кроме того, в 2015 г., как, впрочем, и в предыдущие периоды, рынок сердечно-сосудистых препаратов представлен, в основном, рецептурными (Rx) по способу отпуска ЛС (табл. 1).

Таблица 1 — Соотношение Rx/OTC препаратов на рынке сердечно-сосудистых препаратов [2]

АТС-группа 1 уровня RX/OTC Стоимостной объем, млн. руб., 2015 Доля Rx/OTC в стоимостном объеме АТС-группы Натуральный объем, млн. уп., 2015 Доля Rx/OTC в натуральном объеме АТС-группы
C — Сердечно-сосудистая система NPRES 21 749 21,9% 148 29,4%
PRESC 77 519 78,1% 356 70,6%
C — Итог 99 268 504

Rx-препараты занимают около 78% от всего стоимостного объема продаж сердечно-сосудистых препаратов и 71% — от объема продаж в упаковках. Безрецептурные (ОТС) препараты занимают 22% в стоимостном и 29% в натуральном объеме продаж. К ним относятся, в основном, препараты, обладающие вазопротекторным действием. Например, препараты для лечения варикозного расширения вен, препараты для снижения проницаемости капилляров и т.п. [2].

Теперь рассмотрим рынок сердечно-сосудистых препаратов с точки зрения оригинальности присутствующих на нем ЛС.

Напомним, что под оригинальным препаратом понимают «первое синтезированное, прошедшее полный цикл доклинических и клинических исследований ЛС, защищенное патентом на срок до 20 лет» [4, с.333], а под дженериковым (генерическим) препаратом — препарат воспроизведенный или препарат-аналог. «Термин „генерик“ возник в 70—е годы XX века, когда считалось, что препараты-аналоги надо называть родовым (генерическим) именем, в отличие от оригинального ЛС, которое продавалось под специальным торговым наименованием» [4, с.333]. В настоящее время препараты-дженерики могут как иметь собственные наименования, так называемые брендированные дженерики, так и не иметь такового, так называемые небрендированные дженерики. Так, на рынке сердечно-сосудистых препаратов в категории Гиполипидемические препараты (АТС-группа 2 уровня, С10) существует множество торговых наименований молекулы розувастатина, среди которых — один оригинальный препарат Крестор (AstraZeneca) и ряд дженериков, как брендированных (Розукард (Sanofi), Розарт (Actavis), Роксера (KRKA), так и небрендированных (Розувастатин (Izvarino Farma), Розувастатин (Канонфарма), Розувастатин (Северная звезда).

Итак, по итогам 2015 г. распределение между оригинальными препаратами и дженериками выглядело следующим образом, рис. 3 [2].

prepdig_3.png

Рисунок 3 — Структура сегмента сердечно-сосудистых препаратов по статусу оригинальности

как мы видим, в 2015 г. и в натуральном, и в стоимостном выражении драйверами рынка сердечно-сосудистых препаратов были дженерики. В 2015 г. соотношение оригинальный препарат vs дженерик выглядело как 23% vs 65% в упаковках и 40% vs 55% в деньгах соответственно.

Отметим, что в стоимостном выражении доля оригинальных препаратов больше таковой в натуральном выражении более, чем в два раза. Это говорит о том, что оригинальные ЛС «набирают» свою долю благодаря высокой стоимости упаковки.

Особое внимание следует обратить на сегментирование фармацевтического рынка в зависимости от того или иного затронутого заболеванием органа и, соответственно, действия на этот орган того или иного препарата. Данная сегментация основана на принятой ВОЗ в 1981 г. классификационной системе АТС (Anatomical Therapeutic Chemical, Анатомо-Терапевтическо-Химическая (АТХ). Согласно данной классификационной системе, каждому лекарственному препарату при­сваивается код принадлежности к конкретной группе АТС одного из пяти уровней [3].

Согласно данным аналитического агентства DSM-group, по итогам 2015 г. АТС-группа 1 уровня [С] «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы», занимая второе место по стоимостному объему продаж, в натуральном выражении не входит в тройку лидеров, занимая лишь четвертое место. Это говорит о том, что препараты этой группы, будучи, как правило, рецептурными, являются более дорогостоящими, нежели безрецептурные препараты, например, АТС-групп [R] «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы» или [N] «Препараты для лечения заболеваний нервной системы» [6].

Согласно все той же классификации на АТС-группы, препараты рассматриваемого нами рынка делят на 9 АТС-групп 2 уровня. Представленная ниже гистограмма (рис. 4) показывает долевое распределение АТС-групп 2 уровня внутри сегмента «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы» в 2015 г. [2].

prepdig_4.png

Рисунок 4 — Структура сегмента сердечно-сосудистых препаратов

Наиболее продаваемой как в стоимостном, так и в натуральном выражении группой сердечно-сосудистых препаратов в 2015 г. является группа С09 «Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин» (30,9% и 28,2% соответственно). В 2015 г. процент прироста этой группы по отношению к продажам 2014 г. составил 13,7% и 0,2% в рублях и в упаковках соответственно [2]. Отметим, что в натуральном выражении группа С09 показала весьма незначительный положительный прирост. Это говорит о том, что наблюдаемый положительный прирост в деньгах обусловлен за счет повышения средней цены препаратов данной группы, а не за счет увеличения вторичных продаж. В 2015 г. по отношению к 2014 г. прирост продаж в рублях положителен практически во всех АТС-группах 2 уровня (8 из 9). Однако на фоне общего падения натуральных продаж сердечно-сосудистых препаратов прирост продаж в упаковках положителен только в 3 группах из 9 (С03, С07 и С10).

Ведущими игроками на рынке сердечно-сосудистых препаратов остаются зарубежные компании. В таблице 2 представлены ТОП-10 компаний — лидеров отечественного фармацевтического рынка рассматриваемого сегмента в 2015 г. Розничные продажи только представленных в данной таблице 10 игроков от общей суммы продаж всего сегмента сердечно-сосудистых препаратов составляют более 65% в деньгах и около 45% в упаковках. Бесспорным лидером стоимостных продаж является компания Servier (Франция) с долей 15,4%. В тройку лидеров входят также компании KRKA (Словения) и Sanofi (Франция) с долей на рынке сердечно-сосудистых препаратов 8,9% и 8,7% соответственно. В ТОП-5 лидеров продаж, кроме вышеперечисленных, входят такие компании, как Actavis (Исландия) и Nikomed/Takeda (Япония) с долей 6,3% и 6,2% соответственно [1].

В натуральном выражении лидером продаж является отечественная компания Ozon с долей в сегменте 7,8%. При этом в стоимостном выражении данная компания на рассматриваемом рынке занимает лишь 16-ую позицию с долей 1,4% [1]. Остальные четыре позиции пятерки лидеров натуральных продаж занимают зарубежные компании-производители (KRKA, Stada, Servier, Nicomed/Takeda) [1].

Таблица 2 — ТОП-10 фармкомпаний на рынке сердечно-сосудистых препаратов, 2015 г.

№ п/п Наименование компании Розн. продажи,
стоимостной объем, млн. руб.
Розн. продажи,
натуральный объем, млн. уп.
2015 Доля в розн. продажах
С-группы (%), 2015
2014 Прирост %, 2015 vs 2014 2015 Доля в розн. продажах
С-группы (%), 2015
2014 Прирост %, 2015 vs 2014
1 SERVIER* 15 250 15,4% 14 763 3,3% 30,1 6,0% 31,3 6,1%
2 KRKA 8 864 8,9% 7 721 14,8% 35,5 7,0% 35,5 6,9%
3 SANOFI-AVENTIS 8 650 8,7% 8 317 4,0% 23,5 4,7% 25,1 4,9%
4 ACTAVIS* 6 277 6,3% 5 164 21,6% 21,9 4,3% 25,8 5,0%
5 NYCOMED/TAKEDA 6 198 6,2% 5 835 6,2% 25,4 5,0% 24,4 4,7%
6 GEDEON RICHTER 4 663 4,7% 4 561 2,2% 21,6 4,3% 22,9 4,4%
7 STADA* 3 973 4,0% 3 481 14,1% 32,4 6,4% 33,6 6,5%
8 ASTRAZENECA* 3 932 4,0% 3 766 4,4% 6,2 1,2% 6,2 1,2%
9 TEVA* 3 802 3,8% 3 108 22,3% 19,7 3,9% 17,1 3,3%
10 MENARINI 3 339 3,4% 3 099 7,7% 8,4 1,7% 9,0 1,7%
Итог ТОП-10 64 947 65,4% 59 815 8,6% 224,7 44,6% 318,8 61,7%
Итог С-группы 99 268 88 499 12,2% 504,0 516,6 -2,4%

Рассмотрим, какие же бренды являются лидерами продаж на рынке сердечно-сосудистых препаратов по итогам 2015 г. (табл. 3).

Доля ТОП-10 наиболее продаваемых в 2015 г. сердечно-сосудистых препаратов составила практически 27% от всего объема стоимостных продаж данной группы ЛC [1]. Заметим, что в ТОП-10 входят как рецептурные, так и безрецептурные препараты. Несмотря на то, что в отношении ОТС-препаратов фармкомпании имеют больше инструментов продвижения, верхние строчки рейтинга занимают именно Rx-продукты (Конкор и Лозап), при чем один из них (Лозап) является дженериком. Более того, этот дженерик по продажам в деньгах обходит не только безрецептурные препараты, но и оригинальный продукт своей АТС2-группы С09, Престариум.

Таблица 3 — ТОП-10 наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте сердечно-сосудистых препаратов, 2015 г.

№ п/п Наименование
(бренд + компания)
Rx/OTC ATC2 уровень Розн. продажи,
стоимостной объем, млн. руб.
Розн.продажи,
натуральный объем, млн. уп.
2015 Доля в розн. продажах С-группы (%),
2015
2014 Прирост %, 2015 vs 2014 2015 Доля в розн. продажах С-группы (%),
2015
2014 Прирост %,
2015 
vs 2014
1 КОНКОР (все формы) NYCOMED/TAKEDA PRESC C07 — Бета-адреноблокаторы 5 593 5,6% 5 433 2,9% 23,0 4,6% 21,0 9,5%
2 ЛОЗАП (все формы) SANOFI-AVENTIS PRESC C09 — Препараты, влияющие на систему РААС 4 009 4,0% 3 741 7,2% 9,0 1,8% 9,0 0,0%
3 ДЕТРАЛЕКС SERVIER* NPRES C05 — Вазопротекторы 3 621 3,6% 3 358 7,8% 3,2 0,6% 3,2 1,1%
4 ТРОКСЕВАЗИН ACTAVIS* NPRES C05 — Вазопротекторы 2 908 2,9% 2 910 -0,1% 12,5 2,5% 15,5 -19,0%
5 ПРЕСТАРИУМ А SERVIER* PRESC C09 — Препараты, влияющие на систему РААС 2 453 2,5% 2 459 -0,3% 4,8 1,0% 4,8 -1,1%
6 КРЕСТОР ASTRAZENECA* PRESC C10 -Гиполипидемические препараты 2 169 2,2% 2 112 2,7% 1,0 0,2% 1,1 -14,9%
7 ПРЕДУКТАЛ МВ SERVIER* PRESC C01 -Препараты для лечения заболеваний сердца 1 640 1,7% 1 912 -14,2% 2,0 0,4% 2,5 -19,3%
8 ДИРОТОН GEDEON RICHTER PRESC C09 — Препараты, влияющие на систему РААС 1 531 1,5% 1 538 -0,5% 5,5 1,1% 6,6 -16,2%
9 ЛОРИСТА KRKA PRESC C09 — Препараты, влияющие на систему РААС 1 492 1,5% 1 325 12,6% 6,2 1,2% 5,7 8,8%
10 ВЕНАРУС OBOLENSK FP NPRES C05 — Вазопротекторы 1 435 1,4% 755 90,2% 1,8 0,4% 1,2 45,9%
Итого по ТОП-10 26 851 27,0% 25 543 5,1% 69,0 13,7% 70,6 -2,4%
Итого по С-группе 99 268 88 499 12,2% 504,0 516,6

Из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы об особенностях, которыми можно охарактеризовать рынок сердечно-сосудистых препаратов в России в 2015 г.:

· рост объема фармацевтического рынка в денежном выражении (+12,5%) при одновременном сокращении объема потребления в упаковках (-2%);

· рост средней стоимости упаковки препарата для лечения сердечно-сосудистого заболевания;

· драйверами рынка сердечно-сосудистых препаратов как в стоимостном, так и в натуральном выражении в 2015 г. являлись дженерики (65% и 55% соответственно);

· большинство препаратов, представленных на российском рынке сердечно-сосудистых препаратов, по способу отпуска являются рецептурными (более 70%);

· лидирующие позиции на рынке сердечно-сосудистых препаратов России в 2015 г. сохраняют зарубежные фармпроизводители. Отечественные фармкомпании выходят в лидеры только в натуральном объеме вследствие низкой стоимости своих препаратов.

Список использованных источников

  1. IMS Health. Отчет аналитического портала IMS Health — Режим доступа: http://int.imshealth.com/fexp.html — Дата обращения: 13.12.2016
  2. IMS Health. Отчет аналитического портала IMS Health — Режим доступа: http://int.imshealth.com/fexp.html — Дата обращения: 20.12.2016
  3. Классификационная система АТС лекарственных препаратов. // Электронный ресурс —
  4. Режим доступа: http://clinical-pharmacy.ru/article/597-klassifikacionnaya-sistema-ats-lekarstvennyh-preparatov.html —
  5. Дата обращения: 01.11.2016
  6. Тарловская Е.И. Генерики и оригинальные препараты: взгляд практического врача / Е.И. Тарловская //
  7. Электронная версия журнала «РМЖ» — 2008, № 5 — Режим доступа: http://www.rmj.ru/articles/klinicheskaya_farmakologiya/Generiki_i_originalynye_preparaty_vzglyad_prakticheskogo_vracha/ — Дата обращения: 12.12.2016
  8. Уварова Ю. Рынок сердечно-сосудистых препаратов в России. / Ю.Уварова // Журнал «Ремедиум», электронная версия. — 2010, № 4. — Режим доступа: http://www.remedium-journal.ru/arhiv/detail.php?ID=34873&num=%B94 — Дата обращения: 24.11.2016
  9. Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 // Электронный портал маркетингового агентства DSM Group —
  10. Режим доступа: http://www.dsm.ru/docs/analytics/Annual_report_2015_DSM_web.pdf — Дата обращения: 24.10.2016