Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Общественный контроль за властью

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Алипулатов Ильман Субханович
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 2707
Показать PDF версию Общественный контроль за властью

Ильман Субханович Алипулатов,
публицист, политолог,
председатель Даготделения МедиаСоюза РФ,
Член Общественной палаты РД.
E-mail: alipulatov@mail.ru

В последние годы в Дагестане активно идет процесс очищения и обновления.

И модернизацию дагестанского общества невозможно себе представить без дальнейшего развития демократических институтов и структур гражданского общества, появления многочисленного среднего класса, повышения образовательного уровня граждан, рационализации их массового сознания, формирования настоящей конкурентной партийной системы, свободных выборов, перемен во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революции.

По мнению независимых экспертов, гражданское общество в готовом виде невозможно назначить приказом, утвердить указом. Становление и зрелость гражданского общества обуславливается рядом личностных факторов: психологической культурой, содержательным мировоззрением, глубиной знаний и, наконец, самоуважением.

Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями должно основываться на принципе партнерства: государство готово оказывать помощь «социально-ориентированным НКО».

Не секрет, что фундаментом современного гражданского общества является высокоразвитая экономика. Без этой важнейшей предпосылки в обществе не могут формироваться и надежно функционировать другие системы в отношении гражданского общества. По утверждению доктора философских наук, известного ученого, Члена Общественной палаты РД, профессора Дагестанского государственного университета Мустафы Билалова, гражданское общество — такая организация, которая оптимально учитывает потребности его членов и предоставляет им возможность добиваться реализации собственных интересов.

В Дагестане зарегистрировано более 3500 общественных организаций. И, тем не менее, наша республика по-прежнему находится в конце списка регионов по числу некоммерческих организаций на тысячу граждан. По мнению председателя Общественной палаты Республики Дагестан, известного политика и хозяйственника Гамзата Гамзатова, в становлении гражданского общества за последние годы сделано немало. Особенно в плане исследования проблем в этой важной сфере, разработке мер по их решению, законодательному закреплению этих мер, но совсем немного удалось сделать по конкретной реализации всего этого на практике.

Руководитель Палаты, впрочем, как и многие общественные деятели, достаточно самокритично оценивают результаты своей работы за последние годы. Но факты, цифры отчета свидетельствуют о многогранной, напряженной работе большой группы активистов и патриотов Дагестана. Так, за последние два года в Общественной палате обсуждены и приняты рекомендации республиканской власти по 38 вопросам. Проведена экспертиза по наиболее важным федеральным законопроектам. И что особо примечательно, в последнее время в Дагестане наблюдается особый всплеск общественной активности неформальных объединений, связанных между собой решением острых социальных проблем. Это и вопросы повышения тарифов услуг ЖКХ, нарушения земельного законодательства, противоправные действия отдельных сотрудников правоохранительной системы, невнимательное бездушное, бюрократическое, а порой преступно-халатное отношение к законным просьбам рядовых людей со стороны руководителей разного уровня, других негативных явлений.

За годы своего функционирования республиканская общественная Палата доказала, что общественный контроль за властью — это реальность, которая в конечном итоге дает возможность эффективного управления многими процессами в регионе. Об этом свидетельствуют итоги общественного мнения, многочисленные обращения рядовых дагестанцев.

Независимые эксперты утверждают, что недовольство рождается там, где несправедливость, обман, двойные стандарты, высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное — расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона. Рядовые дагестанцы часто сталкиваются с несправедливостью. Разве справедливо, что у нас в стране, а значит и в республике совершенно разные стандарты зарплаты для обычных граждан и государственных служащих. Некоторые из последних без зазрения совести поднимают свои заработки на 50-100% в год, в то время, как реальный доход среднестатистического россиянина вырос всего на 4,1%.

Многочисленные факты из нашей практики показывают, что большинству чиновников не указ, надо законодательно зафиксировать порог зарплаты для руководителей и госслужащих: скажем, чтобы он не более чем в 2-3 раза превышал средний оклад по стране, республике. Только тогда у государственных деятелей будет стимул для того, чтобы повышать уровень жизни не только себе, но и всем гражданам.

Чиновник должен помнить, что он содержится на средства народа и для народа, который может и не вести ту же борьбу с привилегиями на дороге, к примеру, а просто поставить вопрос о жестком ограничении в обеспечении автотранспортным парком многих и многих государственных чинов. Вот почему очень важно активное участие рядовых дагестанцев в предварительной подготовке и проведении экспертизы перед принятием законопроектов Народным Собранием РД.

Заключения Общественной Палаты, представителей наиболее активных общественных организаций по проектам законов могли бы стать реальным инструментом совершенствования законотворческой работы республиканского парламента.

По инициативе Общественной Палаты Дагестана в республике за последние полтора-два года проведено немало разного рода мероприятий. Это и съезды матерей, молодежи и первая конференция некоммерческих организаций «Дагестану — мир и согласие» на котором был избран Координационный Совет. И сегодня с большим удовлетворением можно отметить плодотворную работу этого института. Среди руководителей Совета — активные общественники такие, как кандидат экономических наук, председатель региональной некоммерческой организации «Толеранс», руководитель Совета старейшин сел. Доргели Карабудахкентского района Абсалюдин Мурзаев. Он регулярно выступает в СМИ, высказывает свою четкую позицию в вопросах совершенствования управления на региональном и муниципальном уровне. Делает это на конкретных примерах, критикует нерадивых чиновников и предлагает свое видение решения назревших проблем.

И таких примеров немало. В работе общественных организаций- все еще много недостатков и серьезных упущений. Об этом свидетельствуют итоги поездки ответственных работников Министерства по национальной политике РД в города и районы Южного Дагестана. Немало резервов в плане четкой организации работы органов местного самоуправления с населением. И сейчас на республиканском уровне принимаются конкретные меры с тем, чтобы реально изменить ситуацию на местах. А для этого необходим серьезный анализ положения дел в городах и районах республики. И только затем-программа действий. Кстати, в этой важной работе задействованы не только чиновники, руководители Министерств и ведомств, но и сами общественники. И это очень важно. Только одна региональная общественная организация «Поддержка курса Главы РД» и его председатель Ахмед Абдуразаков побывали в 9 районах Южного Дагестана, где функционируют отделения этой организации.

И еще одна интересная деталь. Совместная работа Общественной Палаты с Уполномоченным по правам человека. Здесь большую роль играет личность руководителя. Уммупазиль Авадзиевна Омарова-профессор, доктор юридических наук сумела поставить свою работу так, что к ней идут за советом и помощью многие и многие дагестанцы. Более того, руководители Аппарата Уполномоченного по правам человека регулярно выезжают в районы и города, организуют прием по личным вопросам. И это очень важно с тем, чтобы вернуть доверие рядовых людей к власти...

И даже при всем этом, эксперты, впрочем, как и некоторые руководители общественных организаций, отмечают все еще низкую гражданскую активность населения: «В государстве пока не сформирован новый формат взаимодействия трех составляющих: власти, общества, бизнеса. Подавляющее большинство дагестанцев все еще полагаются на государство, возлагая на него решение всех проблем, тогда как в развитых странах огромную роль в политической жизни играют сами общественные организации.

Процесс политических реформ в стране вызвал в Дагестане заметную активность различных политических сил, и, прежде всего, институтов гражданского общества. По словам независимых экспертов, обновленная политическая система должна иметь реальную конкуренцию, с тем, чтобы пользоваться настоящим доверием избирателей. По мнению Председателя Правительства РФ, руководителя «Единой России» Дмитрия Медведева, необходимо повысить качество народного представительства. Правящей партии следует быть не «приложением к исполнительной власти» и выступать в роли статиста, а быть реальным участником формирования этой самой власти.

В последние годы в Дагестане осознана необходимость систематического диалога власти и общества, создания структуры, осуществляющий общественный контроль на прочном основании закона. Сегодня в республике работает пятый созыв Общественной палаты. За это время уже сложился конкретный стиль ее работы, система взаимодействия с гражданским обществом. Вызывают интерес регулярные слушания, проводимые Общественной палатой, «круглые столы» по самым актуальным вопросам современной дагестанской жизни.

Есть в работе недостатки. Общественникам не хватает просто настойчивости, юридической грамотности. Многое в этой работе зависит и от самой власти. Важно понять и осознать, что республиканская власть всерьез принимает во внимание позицию гражданского общества, вынуждена считаться с мнением рядовых дагестанцев. Таким образом, проведение публичных мероприятий является одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения.

Инициативы общественников должны стать частью государственной политики.

Факт остается фактом. Проблем, нерешенных вопросов в Дагестане — великое множество. Самый уязвимый и ответственный участок работы для Главы Дагестана — кадровая политика. И очень важно, чтобы на руководящие должности выдвигались профессионалы, люди, прошедшие определенную школу жизни в институтах гражданского общества.

«Вопросы стабильности, безопасности, проблемы клановости, судебной системы неизлечимы без активной гражданской позиции», — подчеркнул совсем недавно глава Московского бюро по правам человека, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод.

По мнению экспертов, органы государственной власти должны быть открыты для общества, искать и находить формы и способы взаимодействия с некоммерческими и неправительственными организациями. В гражданском обществе демократические процедуры должны основываться на публичном праве, оценивать качество деятельности власти и на механизмах влияния на власть в интересах общества. Интересы гражданского общества должны иметь действенные каналы влияния на подготовку и принятие затрагивающих их права и законные интересы решения органов исполнительной власти.

Как отмечает эксперт-политолог Абдулла Магомедов, на данном этапе развития дагестанского общества нужен реальный диалог основных политических сил с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Нужно пробудить творческую инициативу народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.

Главное — изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, поставить власть под контроль народа. Как минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают ученые-специалисты, необходимо предварительно привлечь к обсуждению принимаемых Законов Народным Собранием РД, как можно больше рядовых людей, экспертов-юристов, по данной проблематике.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в нашей стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.

И в этой сложной ситуации чрезвычайно важно, чтобы представители региональной власти и сам Глава Дагестана были готовы слышать конструктивную критику, конкретные предложения, направленные на улучшение общественно-политической и социально-экономической ситуации в республике.