Евразийский
научный
журнал

Образовательный туризм как форма работы тьютора в сельской школе.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Щукина Олеся Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1345
Показать PDF версию Образовательный туризм как форма работы тьютора в сельской школе.

Щукина Олеся Владимировна

Жизнь меняется. Не смотря на всю банальность этой фразы, начать необходимо с того неприятного для школы факта, что современный ребенок не может учиться в школе, придуманной в прошлом веке. Изменилось все: учитель перестал быть единственным и непогрешимым источником знания, понизилась значимость формального школьного образования, появились альтернативные школе формы образования, вырос объем информации легко доступной школьнику.

Цель школы — в первую очередь ребенка учить, в этом ее предназначение. Конечно, она должна быть безопасной, комфортной, гуманной и т. д. Обязательно. Если же в школе есть все это, но нет знаний, то это просто не школа, это что-то другое, что-то хорошее, но не школа. И школа — не библиотека бумажных, электронных или живых носителей знаний — учебников, обучающих программ или учителей, которые берут по мере надобности (образовательный запрос родителей) и, попользовавшись, ставят обратно на полку. Школа это ситуация взаимодействия учителя и ученика, именно это взаимодействие удовлетворяет основную потребность, ради которой семья отдает ребенка в школу, а ребенок учится. Когда-то такой потребностью было стремление к общему идеалу, порядку, стабильности. Сейчас очень многие проблемы школы связаны с тем, что она не может понять сама, и не может показать семье и ребенку, зачем ему ходить в школу.

Взросление ребенка наполнено трудностями, успехами и болезненными моментами, непониманиями и озарениями, победами и поражениями. Все эти закономерные этапы развития (нельзя построить новое в себе, не разрушив старое хотя бы в какой-то мере) не укладываются в привычные дидактические принципы воспитания, берущие начало в средние века.

Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Это значит, что тьютор- учитель не управляет ребенком как механизмом или даже как подчиненным, а сотрудничает с ним. Тьютор или наставник, призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам под присмотром взрослого. А затем ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором. Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды занятий, мероприятий. Важно, что идет совместная работа тьютора и ребенка, любое событие проектируется совместно. Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, формируется активная позиция ребенка по отношению к себе и окружающему миру. При обсуждении целей и задач работы, способов достижения целей, ресурсов и результатов, у детей появляется возможность потренироваться в том, что может ожидать их по жизни.

В современной педагогике огромное количество технологий и их применение предполагают, что только взаимодействие, сотрудничество обучающего и обучающегося приносит результат. Великие достижения педагогики появляются при личной встрече учителя и ученика. Возникает интерес к другому человеку, происходит познание и изменение себя и окружающего мира. Тьюторство в начальной школе искореняет равнодушие в отношениях между учителем и учениками, выстраивает взаимоотношения, помогает сотрудничеству в образовании ребенка.

Одной из интереснейших форм организации тьюторских занятий является образовательный туризм. В своей работе я ориентируюсь на доступные объекты ближайшего окружения, реализуя, таким образом региональный компонент образовательной программы. Такие походы малозатратны для семей учащихся, что немаловажно в условиях сельской школы. Но имеют, как правило, высокую эмоциональную окраску, что способствует значительному повышению мотивации школьников к усвоению нового материала. Походы проводятся один раз в месяц, согласно разработанному перспективному планированию.

Неподалёку от школы, в лесном массиве, находится экологический памятник — «Дуб-долгожитель». Ему посвящён целый цикл походов — «Осенние истории дуба-великана», «Зимние сны дуба», «Природа просыпается», " В тени векового дуба«. Экскурсии помогают детям увидеть необычное в привычных, казалось бы, объектах наблюдений, систематизировать знания об окружающем мире, делать причинно-следственные заключения. Дети сами ставят перед собой цели, придумывают «рассказы дуба», обсуждают увиденное.

Поход к дому — музею нашего земляка, В.Я. Ерошенко, способствует появлению у детей интереса к изучению географии. Дети с интересом узнают о странах, в которых побывал наш знаменитый односельчанин. Проявляют интерес к его творчеству. Побывав в музее, школьники начали читать и обсуждать произведения В.Я. Ерошенко , что, безусловно, положительно сказалось на их приобщении к книге и чтению.

В канун Дня защитников Отечества и Дня победы, мы совершаем походы к памятнику погибшим воинам, что находится в центре села. Накануне зимнего похода дети обсуждали, что необходимо взять с собой в поход. Эти мероприятия вызвали у детей интерес к истории родного села, страны, героическим подвигам односельчан. Ребята сами предложили организовать выставку рисунков и конкурс чтецов, приуроченные к этим знаменательным датам. Долго обсуждали тягости военного времени, гордились героическими подвигами односельчан.

В плане проведения были запланированы также экскурсионные походы в краеведческий и художественный музеи в районном центре. Тематические музейные экскурсии способствовали не только повышению познавательного интереса младших школьников, но и их дальнейшей мотивации на посещение совместных мероприятий.

Таким образом, образовательный туризм способствует повышению эрудиции школьников, мотивации на новые открытия и достижения в образовании.