Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Образовательный консорциум как субъект управления проектами

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Карташов Денис Игоревич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2019»  (май, 2019)
Количество просмотров статьи: 1798
Показать PDF версию Образовательный консорциум как субъект управления проектами

Карташов Денис Игоревич
Магистрант МАДИ,
Россия, г. Москва
E-mail: kartashovdenis28@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности управления проектами в образовательном консорциуме, описана предполагаемая необходимость в обеспечении оптимального функционирования механизма формирования и реализации консорциумом проектов, а также что необходимо для формирования и реализации проекта в рамках консорциума.

Ключевые слова: консорциум, проект, управление проектами.

In the article the peculiarities the features of project management in an educational consortium, describes the anticipated need for optimal functioning of the mechanism for the formation and implementation of consortium projects, as well as what is necessary for the formation and implementation of a project within a consortium.

Keywords: consortium, project, project management.

В современной быстро меняющейся социально-экономической ситуации актуальным становится установление партнерских взаимоотношений вуза и заинтересованных сторон. Современные принципы управления требуют коллективных подходов к выполнению поставленных задач, стоящих перед организациями. Одним из самых эффективных и передовых принципов управления на сегодняшний день является управление проектами. Использование принципов проектного управления в консорциуме позволяет более эффективно решать задачи развития организаций, повышает надежность успешного достижения поставленных целей во всех видах деятельности. [1;244]
Именно поэтому консорциум, как одна из форм сотрудничества, все чаще встречается в системе образования за рубежом и в России. [2;176] В связи с этим, рассмотрим образовательный консорциум как субъект управления проектами.

Данное понятие наиболее изучено в экономической литературе, так, в экономическом словаре — это временное объединение (соглашение) самостоятельных предприятий, создаваемое для реализации проектов, в том числе инвестиционных, научно-технических, образовательных, природоохранных и др. [3;160] В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Консорциум может быть создан для реализации государственной программы силами группы предприятий любой формы собственности.

Основной целью создания консорциумов является реализация крупномасштабных проектов, программ, выполнение заказов, когда по социально-экономическим, техническим или иным причинам требуется объединение усилий нескольких организаций (коммерческих/ некоммерческих). Зачастую консорциумом называют «товарищество для единственной сделки», «стратегическое объединение» или «стратегический альянс».

Важным направлением научно-производственной и хозяйственной деятельности консорциума является организация системы управления проектами.

Проект как объект программно-целевого планирования может быть определен как комплекс экономических, производственных, научно-технических, организационных и других мероприятий и заданий, которые увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивают наиболее эффективное решение конкретной проблемы. [4;202]

Обеспечение оптимального функционирования механизма формирования и реализации консорциумом проектов предполагает необходимость:

§ осуществления отбора целей, достижение которых требует разработки и реализации хозяйственного проекта;

§ разработки предложений по выбору проекта или проектов, первоочередная реализация которых должна принести небольшую отдачу;

§ принятия координационным советом решений об осуществлении того или иного проекта с установлением ориентированного уровня затрат и сроков его разработки и реализации. [5;140]

Для формирования и реализации проекта в рамках консорциума необходимы:

§ координация деятельности разработчиков и исполнителей проекта, которую осуществляет специально создаваемая на время его разработки и реализации дирекция как орган управления проектом;

§ концентрация выделяемых на осуществление проекта финансовых ресурсов как за счет средств входящего в консорциум банка, так и за счет средств, привлеченных из других источников в виде кредитов или паевых взносов. [6]

Проект должен стать основной формой управления крупными мероприятиями консорциума. Общая схема его реализации: формирование временного коллектива для управления проектом, выполняющего от имени консорциума все необходимые функции. Расчеты по проекту осуществляются через валютный и расчетный счета консорциума. Управление проектом собирает средства на реализацию проекта, заказывает и финансирует его научно-методическую и практическую реализацию, а также осуществляет все необходимые функции по управлению проектом. После реализации проекта система его управления ликвидируется (или ей поручается реализация другого проекта). Управление проектом может формироваться также и на контрактной основе. [8]

В рамках классического подхода к управлению проектами четко обозначена главная особенность и сущностная сторона проектов, реализуемых в рамках образовательного консорциума. Она представлена областью знаний управления проектами, отражающей актуальность управления заинтересованными сторонами проекта, что наряду с другими областями знаний и их взаимодействия с процессами дает базовую установку для управления проектами элементов-участников образовательного консорциума в интегрированном университетском комплексе. [9;164] Управление заинтересованными сторонами во взаимодействии с группой процессов управления в базовой методологии PMBOK представлено в виде следующих процессов: на этапе инициирования производится определение заинтересованных сторон проекта; планирование управления заинтересованными сторонами проекта; на этапе исполнения реализуется управление вовлечением заинтересованных сторон проекта; при мониторинге производится контроль вовлечения заинтересованных сторон проекта и на этапе завершения проекта производится оценка достижения целей в области управления заинтересованными сторонами проекта. [7;378] Однако, следует отметить, что исследований по конкретизации понятия проектов в образовательном консорциуме как конкретных видов совместной деятельности мало, что обуславливает необходимость более детального рассмотрения данного вопроса для целей формирования эффективных механизмов управления проектами такого типа.

Таким образом, управление проектами — это та область, которая является эффективным и передовым принципом управления не только в бизнес-процессах, но и в осуществлении проектов в рамках совместной деятельности организаций-элементов образовательного консорциума. Использование основ менеджмента, таких как гибкость управления, маркетинг и эффективность действий в совокупности принесет партнерским взаимоотношениям ВУЗа и заинтересованных сторон качественно новый статус востребованности и экономической эффективности.

Список источников:

  1. Бараненко, С.П. Управление проектами: Учебно-методический комплекс / С.П. Бараненко. — М.: АП Наука и образование, 2014. — 244 c.
  2. Аношкина, В.Л. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы) / В.Л. Аношкина, С.В. Резванов. — Ростов н/Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. — 176 с.
  3. Райзберг, Б.А. Словарь экономических терминов / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 160 с.
  4. Бэгьюли, Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли — М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 202 с.
  5. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. / Новиков Д.А. — М.: ПМСОФТ, 2007. — 140 с.
  6. Единый центр дистанционного образования. Экономика и развитие предприятия 2015 /интернет-ресурс/ http://www.kylbakov.ru/page78/page85/index.html
  7. Руководство к своду знаний по управлению проектом (Руководство PMBOK) (A guide to the project management body of knowledge (PMBOK guide) 6-ое издание. — Pennsylvania 19073-3299 USA: Project Management, 2017. — 378 с.
  8. Формы инновационного бизнеса: Консорциумы /интернет-ресурс/ https://pandia.ru/text/77/290/78910.php
  9. Афанасьев В.В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Основы учебно-исследовательской деятельности: учебное пособие для СПО // В.В. Афанасьев, О.В. Грибкова, Л.И. Уколова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. —164 с.
  10. Афанасьев В.В., Афанасьева И.В. Феноменология подходов и методов решения управленческих проблем или еще раз о корректности их применения в образовательной практике // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч.1.— М.:5 за знания; МПГУ, 2019. — С. 585-593.