Евразийский
научный
журнал

Образовательная ситуация для воспитанников средней группы «Путешествие дельфина» (реализация вариативной программы «Мы – Черноморцы»)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Денисенко Елена Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2020»  (август, 2020)
Количество просмотров статьи: 206
Показать PDF версию Образовательная ситуация для воспитанников средней группы «Путешествие дельфина» (реализация вариативной программы «Мы – Черноморцы»)

Денисенко Елена Михайловна
воспитатель
МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе
МО Туапсинский район

Цель: создать и организовать развитие образовательной ситуацииисходя из интересов детей, в которой будет место для проявления инициативы и развития познавательных и творческих способностей.

Задачи для детей: 1. Выбор темы на групповом сборе. 2. Развивать коммуникативные навыки умение вести диалог, учиться высказывать свое мнение с опорой на зрительные модели. 3. Закреплять навыки проектной деятельности, опираясь на личностно- значимый опыт. 4. Познакомиться со средой обитания жителей моря. 5. Составить творческий рассказ с опорой на самостоятельно разработанную модель. 6. Вспомнить уже принятые нормы поведения и правила (умение слушать, говорить по очереди, договариваться). Задачи для педагога: 1. Поддержка детской инициативы исходя из интересов ребенка через развитие образовательной ситуации по теме «Дельфины» — выбранную детьми раннее на групповом сборе Создание и совместное развитие образовательной ситуации, в которой: — представить возможность выборадетям темы, места и «договоренностей»; — развернуть поле для детского нормотворчества; — поддержатьи развивать детские вопросы,интересы, идеи, инициативы. 2. Соблюдатьи сочетать гибкий баланс методик ТРИЗ, моделирования.
Планируемые продукты детско-взрослого взаимодействия: Заполнение информационного поля группы по теме «Дельфины», создание модели среды обитания дельфина. Методики и технологии: Технология моделирования; Технология ТРИЗ; Авторскоепособие «Волшебный экран»-набор клипартов-для моделирования рассказа.
Предметно-развивающая среда: · информационное поле группы (место, где дети размещают свои работы) · набор для моделирования среды обитания: 3 аквариума, вода, соль, сахар, камни, песок, водоросли, рыбы и.т.д.; · презентация «10 интересных фактов из жизни дельфинов» · экра,проектор,магнитофон. · карта-схема поэтапногосоздания модели среды обитания дельфина; · набор клипартов для моделирования сказки «Путешествие Дельфина» · магнитная доска-экран для моделирования сказки


Педагог:

— Здравствуйте ребята. А как бы вы поздоровались, если бы были дельфинами.

Дети придумывают ритуал приветствия жителей моря.

Педагог:

— Вчера мы провели групповой сбор,на котором узнали, что вам очень понравилось в дельфинарии, и вы бы подробней хотели узнать о жизни дельфинов. Сегодня мы продолжим с вами эту тему. Давайте поиграем и превратимся в дельфинов.

Дети придумывают «магические слов», что бы превратиться в дельфинов.

I— этап погружение в тему.

Педагог:

— Гимнастика с элементами дыхания «Морская сказка» (звучит музыка, шум моря).

Педагог:

— Закройте глаза. Перед вами синее море, представьте, что вы маленькие дельфины, плывущие по волнам. Вы можете нырнуть и опуститься на самое дно. Вдох ныряем, на выдох выныриваем. Осмотритесь вокруг. Какое оно морское дно? Кого вы можете там встретить? Дельфины, плывите в наш тихий залив изанимайте своиместа. Показываю карточку «Сесть полулунием» (правило выработанное детьми на групповом сборе, термин «полулуние» придумали сами дети, означает сесть полукругом, что бы всем было видно друг друга.)

II. Моделирование. Беседа, заполнение информационного поля.

Педагог

-Жизнь дельфинов очень увлекательна и необычна. Что вы уже знаете о дельфинах нарисуйте на листах бумаги, которые лежат перед вами.

Дети: Моделируют свои ответы, размещают их на информационном поле, в разделе "Что мы знаем!«,озвучивают по желанию.

-Есть интересные факты, которые вы упустили или забыли. Демонстрация презентации «Интересные факты из жизни дельфинов»- данные зашифрованы надписями или моделями.

Факты зашифрованные в презентации (1. Дельфины, хоть и являются морскими животными, относятся к млекопитающим, отряду китообразных. 2. У дельфинов очень развитая социальная структура. Они живут большими стаями, в которых все между собой родственники. Благодаря своему дружелюбному характеру, они поддерживают теплые и мирные отношения между собой и избегают ссор. 3. Дельфины очень дружелюбно относятся к человеку. Нередки случаи, когда эти животные помогали людям добраться до берега после кораблекрушения или вели за собой к берегу лодки.)

Дети самостоятельно пытаются разгадать новые знания о жизни дельфинов. Распечатанные слайды размещают их на информационном поле группы в разделе "Что мы хотели узнать!«(Цель этого приема, в том, что дети сами друг другу сообщают новые знания)

Как мы получили эти знания?

Варианты ответов: посмотрели фильм, прочитали в интернете, сейчас узнали на занятие.

Моделирование среды обитания дельфина.

-Мы узнали много интересных фактов из жизни дельфинов. Один из них сегодня заплыл к нам в гости. Вы мне верите, такое возможно?

Гипотезы детей.

Педагог.

— Это возможно если дельфин-игрушка. Давайте соорудим для него дом, где ему будет хорошо и комфортно плавать. Это может быть реальное место или волшебное.

У меня есть 3 аквариума (количество аквариумов может быть по количеству детей). Дети выбирают партнеров по заданию и аквариум. У каждого аквариума карта схема, она поможет вам вработе. Не забывайте ее заполнять.

-Аквариума всего 3, а вас больше, как мы поступим?

Выбор способа разделение на команды (Варианты: считалка, кто с кем дружит и т.д.)

Создание модели по схеме:

1.Заполнить аквариум меркой по выбору детей (ведром, стаканом, ложкой) -перенести воду из общей емкости по аквариумам. Посчитать выбранной меркой количество воды в аквариуме. Сравнить какой меркой носить воду экономичней.

Выбрать составдля воды: соль___________сахар__________пресная_____________другое______________- обосновать свой выбор.

Наличие объектов неживой природы: камни, песок, ракушки,

Наличие других обитателей морей.

Наличие растений.

Каждая команда ведет счет использованных объектов и отмечает их количество на карте-схеме.

Дети. Презентация своих моделей среды обитания, выбор наиболее оптимальной для дельфина. Поддержка детской инициативы; если ребенок может доказать выбранную модель, например, сахар потому, что этот дельфин сладкоежка, то такая теория принимается. Главное логично обосновать свой выбор.

Работа по пособию «Волшебный экран».

Наш дельфин-путешественник, он, наверное,много приключений пережил, попав к нам, мы с вамипопробуем придумать рассказ или сказку «Невероятные приключения дельфина». Составление сказки по пособию «Волшебный экран».

Алгоритм действия:

1.Выбор начала сказки. («однажды...», «Как-то раз...», «Жил был»).

2.Развертывание сюжета через добавление персонажей по желанию детей.

3.Придумывание диалогов.

4. Возможные варианты завершения сказки.

Фиксация сказки с рисунками и клипартами на экране.

Подведение итогов. Обсуждение с детьмивопроса, где они могут использовать полученные знания, модели и сказку.

Дети. Варианты: в игре, рассказать друзьям и родителям, украсить группу.