Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Образ литературного героя в процессе составления характеристики персонажа учениками младшего школьного возраста. Методы и приёмы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иванова Елена Дмитриевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2017»  (июль, 2017)
Количество просмотров статьи: 4249
Показать PDF версию Образ литературного героя в процессе составления характеристики персонажа учениками младшего школьного возраста. Методы и приёмы

Иванова Е.Д.
МГПУ ИППО г. Москва
E-mail: lena-gavrjushin@yandex.ru

Аннотация. Данное исследование предполагает определение методических путей, которые составляют структуру работы детей младшего школьного возраста с литературными персонажами. В данном исследовании выдвинута и доказана гипотеза о том, что методическая система работы над литературными персонажами, построенная с учетом особенностей понимания и общего восприятия литературных персонажей детьми младшего школьного возраста, способствует определению ценностных ориентаций детей, а также углублению степени восприятия и понимания детьми содержания прочитанного произведения.

Ключевые слова: литературные персонажи, литературные произведения, дети младшего школьного возраста, методики работы с детьми младшего школьного возраста

Отметим, что вопрос изучения школьниками младшего школьного возраста литературных персонажей представляет собой одну из важнейших методических проблем современного образования.

Значительное место при раскрытии идейного смысла литературных произведений принадлежит именно литературным персонажам. Поэтому степень восприятия и понимания персонажей определяет общее отношение школьника к произведению, в контексте восприятия его идейного содержания. Литературные персонажи отражают обобщенный опыт писателя, а также выражают важнейшие свойства людей этого времени либо прошедшей эпохи.

Литературные персонажи представляют собой разнообразные людские типы, которые раскрывают собственный характер в рамках конкретных исторических условий.

Особой педагогической ценности чувств, которые вызываются литературными героями, соотносится тем, что они имеют тесную связь с понятиями этическими, а также сопровождают значительный нравственный потенциал, оказывая серьёзное воспитательное влияние на образ, поступки и поведение конкретного человека. Таким образом, свойства образа-персонажа обусловливаются его познавательным и воспитательным значением и определяются особым вниманием к тому, какое внимание уделяется проблеме изучения данного предмета.

При этом, указанная проблема на протяжении многих лет разрабатывалась в российской методической литературе: М. А. Рыбниковой, Н. И. Кудряшовым, В. В. Голубковым, Н. О. Корст, В. А. Никольским и др.

В наши дни данная металлическая проблема остается в центре внимания методистов: В. Г. Маранцман [3: с.4], Н. Я. Мещеряковой [5, с.11-12] и др.

При этом методисты отмечают важность действий в отношении изучения персонажей художественных произведений, подчеркивая значительную познавательную и воспитательную роль персонажа.

Для детей младшего школьного возраста место работа над литературными персонажами имеет особенное значение.

Отметим, что работа детей младшего школьного возраста над персонажами произведений должна активизировать мыслительные процессы, способствовать развитию речи у этих детей, а также воспитывать эмоций, эстетические чувства и нравственные качества. Однако сам по себе процесс изучения литературных персонажей детьми младшего школьного возраста до настоящего времени остается проблемой, недостаточно разработанной в специальных методиках русского языка [2: с.24].

Именно поэтому данный вопрос предполагает дальнейшее тщательное исследование.

Важное направление методической системы по работе в изучении литературных персонажей представляет в частности вопрос обогащения речи учащихся младшего школьного возраста «психологической» лексикой. Специальной методической литературой отмечено, что эта семантическая словарная группа, очень редко встречается в речи детей младшего школьного возраста. В словах, которые употребляются ими и которые обозначают качественные характеристики человека, отмечены неточности, их слабая дифференцированность, также имеет место частое применение слов с общим неточным значением: «хороший», «плохой».

Изучение данной категории слов представляет собой важное воспитательное значение для детей младшего школьного возраста.

Усваивание детьми младшего школьного возраста слов, которые обозначают личностные качества людей, призвано расширить круг представлений этих детей в отношении нравственных поступков и должно помочь им при познании людей, а также самопознания. Определив характер человека по его действиям можно развить у учащегося младшего школьного возраста критическое отношение к собственным личным поступкам, равно, как и поступкам их товарищей [2: с.34].

Сложной задачей является обучение детей младшего школьного возраста правильному выделению существенных черт персонажей, оценке их поведения. И эта задача предполагает для решения приемы и методы и приемы учет особенностей чтения детей младшего школьного возраста, некоторые особенности восприятия ими текста, а также некоторые недостатки уровня речевого развития. Поэтому требуется научно-методический подход к вопросам, которые связаны с исследованием восприятия и понимания литературных персонажей детей младшего школьного возраста, так как данная область психической деятельности детей освещена недостаточно.

Оценка особенностей восприятия литературных персонажей детьми младшего школьного возраста в поиске рационального метода обучения чтению, способствует оптимальному усваивания содержания художественных произведений, равно как и то, что правильная оценка персонажей, дает возможность, на мой взгляд, повышать эффективность от уроков чтения, усиливая познавательную и воспитательную функции данных уроков [2: с.37].

Таким образом, данным исследованием предполагается определение методических путей, которые составляют структуру работы с литературными персонажами.

В данном исследовании мною выдвигается гипотеза о том, что методической системой работы над литературными персонажами, построенной с учетом особенностей понимания и общего восприятия литературных персонажей детьми младшего школьного возраста, способствует определению ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста, углублению степени восприятия и понимания детьми содержания прочитанного произведения.

Разговор должен идти также о расширении кругозора, повышении статуса мышления, речи учащихся, их умения соотносить собственный опыт жизни с ситуациями из текста, в какой-то мере, реализовать обобщение литературных материалов, максимально реализовать потенциальную возможность интеллектуального развития, реализовать проверку правильности собственных суждений и поступков, опираясь на примеры литературных персонажей.

Социальные условия и развитие духовной жизни общества приводят к возрастанию роли телевидения, театра, кино, музыки, которые заметно расширяют сферу общения людей с искусством. При этом, контакты обучающихся с художественными произведениями шире рамок учебной работы. Однако подход школьников, в том числе младшего школьного возраста к произведениям разных видов искусства зависит, главным образом от того, как организуются учителем изучение литературных произведений.

Нельзя не сказать, что школьной практикой предпринимались попытки отказа от системного анализа художественных произведений, заменив его простым чтением, которое рассчитано на эмоциональность восприятия произведения. Однако данный взгляд может приводить к отказу от намерений по формированию взглядов и убеждений учащихся младшего школьного возраста. Также осмысление литературных произведений, в том числе образов литературных героев, заключенных в них, в процессе логического анализа не исключает, но наоборот, усиливает, обостряет эмоциональное восприятие данных текстов, что вытекает непосредственно из природы литературного произведения [1: с.34].

Объективное содержание литературного произведения, есть действительность. Образной формой отражения действительности, становится важным отличием художественного произведения от произведения научного.

Данное образное отражении действительности дается в науке, известным обобщением, улавливающим характерные черты жизненного явления. При том, что данные явления изображены конкретно, при сохранении их индивидуальных особенностей, таким образом, каким они присутствуют в действительности.

Литературный образ занимает важнейшее место в выражение идейного смысла произведения, поскольку производят серьезное воспитательное воздействие на читателей.

Степень понимания литературных образов, интерес к ним определяет общее отношение к произведению, а также восприятие его идейного направления. В литературном образе писатель отображает собственный обобщенный опыт, воплощая наиболее важные свойства людей из своей эпохи или из прошлых времен.

Литературный образ, есть разнообразный тип людей, раскрывающий свой характер в конкретных условиях исторического развития. Данные свойства образа реализуют его познавательно-воспитательный характер, определяя особое внимание, уделяемое его изучению.

Литература, в своем исключительном разнообразии текстов, которые даются ей читателям, владеет своим определенным и отделяющим её от иных видов идеологической деятельности, предметом изображения. При это совокупность сложностей жизненного отношения отображена в художественных произведениях в некотором структурном преломлении таковым образом, как они реализуются конкретной человеческой жизнью. Поэтому предмет познания творчества писателя, есть действительность, а предмет изображения, личность человека. При этом, центром художественного произведения как правило становится человек в совокупной сложности отношений с природой и обществом.

В педагогическом процессе по отношению к детям младшего школьного возраста успешность обучения может быть достигнута только в случае если каждое упражнение или новое умение становятся необходимым звеном по общей системе знаний.

Таким образом, всё сказанное нами выше, в полной мере может быть отнесено к предлагаемой нами системе работы по теме литературных персонажей.

Данная система работы над литературными персонажами для детей младшего школьного возраста, есть расположение её сегментов в некоторой упорядоченной последовательности, продуманности этих этапов, а также целесообразном чередовании типов работы.

Подводя итог рассмотрения современных подходов к характеризации персонажей для детей младшего школьного возраста, обозначим некоторые базовые положения в системе работ над литературным персонажем:

I. Цель обучения детей младшего школьного возраста работе над литературными персонажами, переделяется активизацией мыслительной деятельности детей, а также развития их речи. Совокупность средств и приемов обучения работе над литературными персонажами должны согласовываться с данной целью.

II. Широта спектра методических приемов работы по изучению литературного персонажа может включать:

1) подбор методов и приемов, соответствия жанрам и содержанию художественных произведений, характеристикам личности персонажей, которые изображены в них;

2) при работе над литературным персонажем не следует применять какой-то один метод в качестве универсального;

3) исследуя эффективность использования отдельных приемов и методов важно учесть их комплексность с другими, за счет чего ими могут быть даны лучшие результаты;

4) в случае осложнении заданий, работ, изменения вида деятельности требуется применить апробированные ранее методы, только потом вводя дополнительные;

5) выбор дополнительных приемов следует реализовать при учете особенностей учащихся младшего школьного возраста, что обеспечит усвоение материалов каждым из них;

6) апробация тех методов обучения, которые в недостаточной степени экспериментально усвоены в школе и не нашли должного практического применения.

Методическим арсеналом работы над литературными персонажами включены разные приемы, в том числе:

  • прочтение эпизодов с комментариями, в которых определены заметные элементы характеристики персонажей;
  • подбор деталей, которые необходимы в понимании литературного персонажа;
  • выборочный пересказ отрывков, характерных для произведения;
  • сопоставительность характеристик персонажа;
  • словесное рисование, иллюстрирование;
  • создание схем по вычленению черт характера персонажей,
  • иные важные приемы.

В числе методических приемов, которые способствуют развитию воссоздающего воображения, могут быть выделены работы с иллюстративными материалами, словесным рисованием, составлением лент диафильмов и пр. Применение данных средств необходимо учитывать специфические особенности произведений, которые оказывали бы действенную помощь в процессе развития воссоздающего воображения.

В данном аспекте рассмотренной нами проблемы особое значение имеет применение на уроках чтения для детей младшего школьного возраста приемов словесного рисования, которые Л. С. Выготский считал драматизацией самого частого и распространенного вида детского творчества [1: с.119]. Такой прием часто применяется на уроках по сказкам—пьесам, например С. Козлов «Снежный цветок», по сказкам-сценариям, например А. Курляндский «Ну, погоди!» (по программе «Школа 2100»).

При этом общий анализ методических рекомендаций общих и специальных методик дает основание полагать, что детьми младшего школьного возраста в изучении литературных персонажей большая роль должна быть отдана методам и приемам, сочетающим образное и логическое начала.

Литература

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготскаий — СПб.: Союз, 1997 — 220 с.,
  2. Гафитулин, М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми./ М.С. Гафитули — Фрунзе: Педагогика 1990 — 160 с.,
  3. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе. / В.Г. Маранцман. М.: Просвещение 2016 — 220 с.
  4. Мещерякова, Н. Я. Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в 4-5 классах: Развитие эмоциональной восприимчивости читателей-школьников / Н. Я. Мещерякова. — Л. : Просвещение, 1975. — 158 с.
  5. Мещерякова, Н. Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7 классах: кн. для учителя / Н. Я. Мещерякова, Л. Я. Гришина. — М. : Просвещение, 1987. — 159 с.