Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Образ человека, которого нам хотелось бы воспитать

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Плотников Евгений Викторович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2133
Показать PDF версию Образ человека, которого нам хотелось бы воспитать

Плотников Евгений Викторович
г. Пермь

Всем нам или, по крайней мере, большинству из нас хотелось бы видеть человека умным, красивым, здоровым, высоким, стройным, с развитой мускулатурой и втянутым животом. Да к тому же, чтоб он был добрым, веселым, отзывчивым, с мягким характером, помогал старушкам переходить через улицу, мыл посуду и кормил «голубей в парках до такой степени, что объевшиеся птицы заваливаются на бок, отрыгивая зерно и хлебные крошки». [1, с. 43]

Следует заметить, не все наши желания становятся реальностью. Мы не в силах «заказать» человека. Он может быть маленьким или высоким, толстым или худым; некоторые впоследствии обзаводятся малопривлекательной лысиной и чрезмерно выступающим животом. Что касается характера и навыков, накопленных поколениями и заложенных в генетический код, то можно говорить о наследовании лишь части этих свойств человеческой личности, а также физических и умственных отклонений. Однако полученный по наследству характер не является определяющим вектором развития человеческой личности, поскольку все зависит от того, в какую социальную среду попадает человек и от того, как его воспитывают. Поэтому вектор развития личности может пойти по разным направлениям.

Чтобы описать человека, которого мне хотелось бы видеть, я процитирую одного японца. Того, кто дал людям великое искусство – айкидо. Он назвал его лекарством для больного мира. «В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем». – Уэсиба Морихэй. [3, с. 1] По-японски кратко и лаконично. И лучше не скажешь.

Что же необходимо предпринять для воплощения в жизнь образа человека, которого нам хотелось бы воспитать? Как это сделать? Какими способами? Для начала, как минимум, надо иметь ребенка или того, кого мы хотим воспитывать. Второе условие – необходимо уметь что-то самому. Иначе чему вы его научите?

В одно время появилось увлечение рожать в воде. Обосновывалось это тем, что все живое вышло из воды и нужно туда вернуться, в первородную среду. Почему бы, в таком случае, не рожать в прыжке с парашютом? А вдруг ребенок летать научится? Я не имею ничего против родов в воде. Просто это напоминает мне Фридриха Ницше и описанное у него происхождение чувства вины в произведении «К генеалогии морали. Рассмотрение второе. «Вина», «нечистая совесть» и все, что сродни им». [2, с. 413 – 451]

Все живое вышло из воды и столкнулось с массой проблем. В связи с другим ощущением земного притяжения, чем в воде, на суше живые существа испытывали в первое время некоторые неудобства, связанные с отправлением естественных нужд и занятий сексом. Это чувство шло внутрь живого существа, ставшего уже человеком, накапливалось там и потом выплеснулось в виде наказания вины. Например, ребенок разбил новый телевизор. Нечаянно. Родители его отшлепали по голове, «пятой» точке и поставили в угол. Они не вернули телевизор. Родители соизмерили ущерб с чувством вины и потешили свое эго; что получается в результате, заметили еще древние римляне: «Qui seminat mala, metet mala». (Зло посеешь, зло пожнешь – лат.)

Я согласен с той точкой зрения, что ребенок в утробе матери слышит и понимает, или воспринимает. Поэтому совсем не лишним будет читать ему познавательные произведения, перед этим легким похлопыванием по животу следует привлечь его внимание. Естественно, совершенно незачем, на мой взгляд, читать сложную физико-математическую литературу или издания наподобие брошюры «Установка столбов в сельской местности».

Для начала хотелось бы определиться, кого вы хотите воспитать? Если хоккеиста, то его нужно ставить на коньки в три года, как в Канаде, определять в специализированную спортивную школу. Если научного гения, то отдавать в дошкольные учреждения с соответствующим уклоном. Не говоря уже о школьных учреждениях. Перед этим неплохо бы убедиться, а как у вас с головой? Бывает, у глупых людей рождаются гении, но не так часто. Равным образом и одаренные люди не застрахованы от появления на свет в их семье бестолкового потомства.

Немаловажную роль в воспитании детей играет материальный достаток, а также наличие свободного времени родителей. Хотя я не понимаю, зачем сейчас требуют от ребенка шести лет иметь уровень дошкольного образования, иногда превышающий уровень начального образования средней школы восьмидесятых годов. Мой инструктор по айкидо Евгений Валентинович Муромский рассказал как-то одну японскую пословицу: «Нельзя вложить меч в ножны от ножа. В лучшем случае он туда не войдет. В худшем – сломает ножны».

На мой взгляд, главное воспитать Человека. В полном смысле этого слова. Увидев способности ребенка в какой-то области, не препятствовать, а направлять и вести его по этому пути. Даже если он не будет гением (не всем же ими быть), он может быть Человеком. Здесь я хочу вновь вернуться к цитатам Морихэя Уэсибы: «Жизнь – это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира (имеется в виду айкидо – прим. автора) прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво.

Сущность Искусства Мира – в очищении от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров.

С древних времен
Усердная учеба и доблесть
Всегда были двумя опорами на Пути.
Силой постоянного упражнения
Просветляй и тело, и душу.

Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира.

Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности; сердце воинской доблести – это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена.

В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение», то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума». [3, с. 1]

В завершение я хотел бы привести еще одно японское высказывание, услышанное мной от инструктора по айкидо Евгения Валентиновича Муромского: «Если у тебя появился вопрос, сядь и подумай. Думай час, два, три, день, другой и ты почувствуешь, как вопрос исчезает. Не ответ появляется. Вопрос исчезает».

И лично от меня: поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце. Если, конечно, оно у вас есть. Главное, что бы вы никогда не произносили «слова доктора Франкенштейна: «Милостивый боже, я создал монстра». [1, с. 41]







Список литературы

  1. «М». Как стать желанным (The Sensuous Man) / Перевод с английского Д. Березы. – Таллинн: РИО, 1991. – 160 с.
  2. Ницше Ф. Избранные произведения / Сост., авт. вступ. ст. К. А. Свасьян. – М.: Просвещение, 1993. – 573 с.
  3. Айкидо. Информационный выпуск № 2. Редактор / составитель: М. Карпова. – М.: Издатель: Клуб «Коинобори», 2000. – 6 с.