Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Плотников Евгений Викторович
г. Пермь
Всем нам или, по крайней мере, большинству из нас хотелось бы видеть человека умным, красивым, здоровым, высоким, стройным, с развитой мускулатурой и втянутым животом. Да к тому же, чтоб он был добрым, веселым, отзывчивым, с мягким характером, помогал старушкам переходить через улицу, мыл посуду и кормил «голубей в парках до такой степени, что объевшиеся птицы заваливаются на бок, отрыгивая зерно и хлебные крошки». [1, с. 43]
Следует заметить, не все наши желания становятся реальностью. Мы не в силах «заказать» человека. Он может быть маленьким или высоким, толстым или худым; некоторые впоследствии обзаводятся малопривлекательной лысиной и чрезмерно выступающим животом. Что касается характера и навыков, накопленных поколениями и заложенных в генетический код, то можно говорить о наследовании лишь части этих свойств человеческой личности, а также физических и умственных отклонений. Однако полученный по наследству характер не является определяющим вектором развития человеческой личности, поскольку все зависит от того, в какую социальную среду попадает человек и от того, как его воспитывают. Поэтому вектор развития личности может пойти по разным направлениям.
Чтобы описать человека, которого мне хотелось бы видеть, я процитирую одного японца. Того, кто дал людям великое искусство – айкидо. Он назвал его лекарством для больного мира. «В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем». – Уэсиба Морихэй. [3, с. 1] По-японски кратко и лаконично. И лучше не скажешь.
Что же необходимо предпринять для воплощения в жизнь образа человека, которого нам хотелось бы воспитать? Как это сделать? Какими способами? Для начала, как минимум, надо иметь ребенка или того, кого мы хотим воспитывать. Второе условие – необходимо уметь что-то самому. Иначе чему вы его научите?
В одно время появилось увлечение рожать в воде. Обосновывалось это тем, что все живое вышло из воды и нужно туда вернуться, в первородную среду. Почему бы, в таком случае, не рожать в прыжке с парашютом? А вдруг ребенок летать научится? Я не имею ничего против родов в воде. Просто это напоминает мне Фридриха Ницше и описанное у него происхождение чувства вины в произведении «К генеалогии морали. Рассмотрение второе. «Вина», «нечистая совесть» и все, что сродни им». [2, с. 413 – 451]
Все живое вышло из воды и столкнулось с массой проблем. В связи с другим ощущением земного притяжения, чем в воде, на суше живые существа испытывали в первое время некоторые неудобства, связанные с отправлением естественных нужд и занятий сексом. Это чувство шло внутрь живого существа, ставшего уже человеком, накапливалось там и потом выплеснулось в виде наказания вины. Например, ребенок разбил новый телевизор. Нечаянно. Родители его отшлепали по голове, «пятой» точке и поставили в угол. Они не вернули телевизор. Родители соизмерили ущерб с чувством вины и потешили свое эго; что получается в результате, заметили еще древние римляне: «Qui seminat mala, metet mala». (Зло посеешь, зло пожнешь – лат.)
Я согласен с той точкой зрения, что ребенок в утробе матери слышит и понимает, или воспринимает. Поэтому совсем не лишним будет читать ему познавательные произведения, перед этим легким похлопыванием по животу следует привлечь его внимание. Естественно, совершенно незачем, на мой взгляд, читать сложную физико-математическую литературу или издания наподобие брошюры «Установка столбов в сельской местности».
Для начала хотелось бы определиться, кого вы хотите воспитать? Если хоккеиста, то его нужно ставить на коньки в три года, как в Канаде, определять в специализированную спортивную школу. Если научного гения, то отдавать в дошкольные учреждения с соответствующим уклоном. Не говоря уже о школьных учреждениях. Перед этим неплохо бы убедиться, а как у вас с головой? Бывает, у глупых людей рождаются гении, но не так часто. Равным образом и одаренные люди не застрахованы от появления на свет в их семье бестолкового потомства.
Немаловажную роль в воспитании детей играет материальный достаток, а также наличие свободного времени родителей. Хотя я не понимаю, зачем сейчас требуют от ребенка шести лет иметь уровень дошкольного образования, иногда превышающий уровень начального образования средней школы восьмидесятых годов. Мой инструктор по айкидо Евгений Валентинович Муромский рассказал как-то одну японскую пословицу: «Нельзя вложить меч в ножны от ножа. В лучшем случае он туда не войдет. В худшем – сломает ножны».
На мой взгляд, главное воспитать Человека. В полном смысле этого слова. Увидев способности ребенка в какой-то области, не препятствовать, а направлять и вести его по этому пути. Даже если он не будет гением (не всем же ими быть), он может быть Человеком. Здесь я хочу вновь вернуться к цитатам Морихэя Уэсибы: «Жизнь – это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира (имеется в виду айкидо – прим. автора) прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво.
Сущность Искусства Мира – в очищении от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров.
С древних времен
Усердная учеба и доблесть
Всегда были двумя опорами на Пути.
Силой постоянного упражнения
Просветляй и тело, и душу.
Инструкторы могут дать только частицу учения. Только при упорной личной практике ты постигнешь тайны Искусства Мира.
Путь Воина основывается на гуманности, любви и искренности; сердце воинской доблести – это истинная храбрость, мудрость, любовь и дружелюбие. Делать ставку на физические аспекты воинственности бессмысленно, ибо мощь тела всегда ограничена.
В Искусстве Мира нет состязаний. Истинный Воин непобедим, поскольку он ни с кем не сражается. Когда мы говорим «нанести поражение», то имеем в виду поражение нашего собственного противоречивого ума». [3, с. 1]
В завершение я хотел бы привести еще одно японское высказывание, услышанное мной от инструктора по айкидо Евгения Валентиновича Муромского: «Если у тебя появился вопрос, сядь и подумай. Думай час, два, три, день, другой и ты почувствуешь, как вопрос исчезает. Не ответ появляется. Вопрос исчезает».
И лично от меня: поступайте так, как подсказывает вам ваше сердце. Если, конечно, оно у вас есть. Главное, что бы вы никогда не произносили «слова доктора Франкенштейна: «Милостивый боже, я создал монстра». [1, с. 41]
Список литературы