Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Кузнецова Светлана Андреевна
Магистр УдГУ, Россия, г. Ижевск
E-mail: lana.travel6@gmail.com
Научный руководитель: Шишакова Юлия Валентиновна
к.э.н., доцент,
Кафедра управления социально-экономическими системами УдГУ,
Россия, г. Ижевск
Аннотация: в статье рассматривается текущая ситуация на рынке гостиничных услуг города Набережные Челны, а также актуальность проблемы повышения конкурентоспособности ООО «СПА-отель «РАССТАЛ» на основе внедрения кросс-культурного подхода в обслуживании постояльцев.
Ключевые слова: гостиничный комплекс, индустрия гостеприимства и туризма, гостиничный бизнес, конкурентоспособность, кросс-культурное взаимодействие, кросс-культурный менеджмент.
Гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6 % мирового ВНП и около 5 % всех налоговых поступлений [1]. По данным ведущего европейского ВУЗа Les Roches, в 2019 году каждое
На конкурентоспособность гостиницы оказывает влияние множество факторов, которые определяют способность данного хозяйствующего субъекта действовать в текущих финансово-экономических и политических условиях, с учетом специфики деятельности по оказанию гостиничных услуг, в том числе кросс-культурные факторы.
Получившие развитие во второй половине XX века процессы глобализации и интернационализации актуализировали такой аспект социальной коммуникации как взаимодействия в межкультурной среде [4]. При этом контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения и т.п. Особо значима проблема межкультурного взаимодействия для работников гостиничной отрасли, чья деятельность в значительной мере связана с представителями других культур. Специалистам данной области ежедневно приходится сталкиваться с решением задач коммуникативного плана. Работа с иностранными туристами требует от работников сферы гостеприимства (отельеров, менеджеров и рядовых сотрудников) знаний, связанных с культурой, историей, традициями страны, с представителями которой они работают в данный момент.
По данным Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, в 2018 году Набережные Челны посетило более 12 954 иностранцев. К концу апреля 2019 года данная цифра составила уже 7 816 человек, что на 14% больше, чем за аналогичный период в прошлом году [5].
В Набережных Челнах на сегодняшний день функционирует более 154 средств размещения, из них 24 гостиницы и мини-отеля, совокупный номерной фонд которых составляет 1247 гостиничных номера.
Туристская отрасль и рынок гостиничных услуг Набережных Челнов не является конкурентоспособным. В городе отсутствуют объекты размещения, управляющиеся международными гостиничными операторами. По Республике Татарстан подобные имеются только в Казани: Courtyard by Marriott Kazan Kremlin 4*, Park Inn by Radisson 4*, Doubletree by Hilton Kazan City Center 4*, Ramada Kazan City Centre 4*, a также Ramada Hotel and Suites by Wyndham Alabuga 4* в Елабуге. Увеличивается доля бюджетных средств размещения, таких как хостелы, апартаменты, гостевые дома.
На деятельность гостиничных предприятий все большее влияние оказывают последствия глобализации, а именно приглашение компаниями все большего числа зарубежных специалистов на определенный промежуток времени. Иностранные граждане приезжают в Набережные Челны в рамках крупных инвестиционных проектов, которые реализуются на КАМАЗе, ТОСЭР, а также на других заводах. Зная информацию о предстоящих крупных событиях, связанных с иностранными гражданами, отельеры способны привить кросс-культурные компетенции персоналу, разработать методики обслуживания представителей тех или иных национальных культур, повысив тем самым привлекательность своего гостиничного предприятия [6].
Более того, в последнее время наблюдается большой рост въездного потока из азиатских и ближневосточных стран, в том числе стран с преобладающим мусульманским населением. Так, например, существенно увеличились потоки из Ирана, ОАЭ, Малайзии, Индонезии, Китая. Компания MasterCard спрогнозировала, что количество туристов-мусульман со 117 миллионов в 2015 году вырастет до 168 миллионов в
С 2015 года в России стартовал проект развития сегмента туризма Halal Friendly [8], который призван создать комфортную среду пребывания для конфессиональных туристов и направлен на повышение интереса к России как туристской дестинации. Также активно развиваются направления туризма China Friendly, India Friendly и т.п. Данные направления предлагают гостиничным предприятиям прохождение сертификации по определенным стандартам, тем самым предоставляя возможность привлечения новых целевых аудиторий.
В сложившихся условиях многие отельеры задумались над усилением своих позиций на набережночелнинском рынке гостиничных услуг.
На сегодняшний момент ООО «СПА-отель РАССТАЛ», являясь единственным в городе отелем категории «5 звезд», имеет низкую конкурентоспособность. Гостинице на данный момент 10 лет. Проведенная в 2016 году реконструкция оказалась недостаточной, отелю необходим более существенный ремонт, а также внесение изменений в общую концепцию, введение инноваций.
Также сравнительно высоки цены на проживание. Стоимость проживания в стандартном одноместном номере гостиницы составляет 6400 руб./сутки. Проживание в хостеле или апартаментах обойдется в более демократичную сумму — примерно в
Более того, гостиничный бизнес не стоит на месте, в городе появляются новые сильные конкуренты, например, открывшийся в 2017 году отель категории «4 звезды» «Sky Lux», который благодаря своей новизне является более привлекательным для гостей Набережных Челнов.
Таким образом, из вышеописанного следует, что внедрение кросс-культурного подхода в деятельность гостиничного комплекса является неотъемлемой составляющей повышения его конкурентоспособности.
Список литературы