Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Обобщение педагогического опыта. Тема «Исследовательская деятельность младших школьников»

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сахатова Галина Геннадьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 2295
Показать PDF версию Обобщение педагогического опыта. Тема «Исследовательская деятельность младших школьников»

Сахатова Галина Геннадьевна
учитель начальных классов
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 53
Санкт-Петербург

Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости новых педагогических и информационных технологий в системе образования. Модернизация начального образования связана с новым статусом школьника - как субъекта учебной деятельности, важным моментом превращения учащегося в субъекта учебной деятельности в системе личностно-ориентированного подхода является его участие в исследовательской деятельности.

Для того чтобы школьник стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо так организовать этапы исследовательской деятельности школьников, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов. Давыдов называл такую деятельность «квизиисследовательской». «Мышление школьников не тождественно мышлению ученых, школьники не создают понятий, образцов, а присваивают их посредством учебной деятельности». Но в процессе выполнения исследований дети осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры. Процесс исследования ведет к образованию нового типа мышления - теоретического, которое предполагает анализ содержания во всех взаимосвязях , школьники строят содержательную абстракцию предмета. Этапы исследовательской деятельности сопровождаются использованием проблемно-поискового метода, который поможет учителю развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу.

Занятия, предусмотренные технологией, я провожу в классно-урочной форме или в другой форме организации консультирование ребят.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию исследовательской деятельности, однако, начинать вовлекать младших школьников в исследовательскую деятельность нужно обязательно. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследований , то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии  достичь желаемых результатов в исследовательской деятельности .

В 2012-2013 учебном году я выпустила 4 б класс. Так сложилось, что еще в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности. Как нельзя лучше для этого подходили уроки окружающего мира. Уроки-исследования позволяли ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращала детей в «исследователя». Успех таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Это были уроки «Кто такие птицы», «Где зимуют птицы», «Откуда берутся снег и лед» и другие. Поиск ответов приводил детей к выдвижению гипотез, учил искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Цель этого этапа - заинтересовать детей, создать положительную мотивацию.

На следующем этапе, во втором классе, пробовали готовить доклады на различные темы: «Для чего птицам клюв ?», «Мусор нашего города», «Школа будущего». Второклассники ставили цели исследований, делились своими находками с одноклассниками

В третьем классе на тренировочных занятиях совместно с психологом школы Садовской Галины Васильевны мы познакомили детей с методикой проведения учебных исследований, которые прошли в форме игр-исследований этих занятий на тренировочных занятиях.

Было совместно решено, что дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые ученые.

Затем детям предстоял продолжительный, но увлекательный процесс совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельных исследований. Мною в ходе исследований оказывалась консультативная помощь. Я помогала определить цель исследований, рекомендовала источники информации.

Были привлечены и родители. Было важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы над исследованием, иначе бы погубилась сама идея исследования. А вот помощь советом, информацией, проявлением заинтересованности со стороны родителей - было важным фактором поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности гимназистов при выполнении ими исследовательской деятельности.

В конце года в классе прошла презентация исследовательских работ, на которой дети защищали свои исследования перед комиссией в составе заместителя директора по научной работе, психолога гимназии. Ребята должны были не просто рассказать о том, что они узнали, реферативные работы не рассматривались, а постараться передать эти знания одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работают дети, выглядит простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формируются качества творческой личности. Дети имели возможность выступить и ответить на вопросы одноклассников и комиссии . После защиты дети получили сертификаты участников презентации, а лучшие работы дипломы. Ребята задававшие вопросы били поощрены .

На следующем этапе детьми велась дальнейшая работа по улучшению качества проектов.

Хочется подчеркнуть, что все этапы исследовательской деятельности дают большой простор для развития творческого мышления , речи детей , создают условия для активного самостоятельного исследования самых различных проблем .

Мои дети в пятом классе были переданы в руки педагогов профессионалов настоящих мастеров своего дела и у меня нет ни тени сомнения ,что те навыки и умения полученные ребятами в начальной школе получат свое развитие и совершенствование в среднем и старшем звене.