Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

О совершенствовании государственной геномной регистрации в Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Федина Анастасия Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2167
Показать PDF версию О совершенствовании государственной геномной регистрации в Российской Федерации

Федина Анастасия Владимировна,
студентка
Сыктывкарского государственного университета
имени Питирима Сорокина
E-mail: anastasiasgu@gmail.com

Аннотация. В дан­ной ста­тье ав­то­р анализирует Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» № 242- ФЗ (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ).

Автор делает вывод о необходимости совершенствования указанного нормативного правового акта в части расширения категорий лиц, подлежащих геномной регистрации.

Клю­че­вые слова: ДНК, геномная регистрация, профилактика правонарушений.

В настоящее время ДНК идентификации уделено повышенное внимание, так как меры по расширению границ ДНК-учета кроме благоприятных последствий в виде раскрытия преступлений играют большую роль в профилактике совершения преступлений.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» № 242- ФЗ (далее — Федеральный закон № 242-ФЗ) обязательной государственной геномной регистрации подлежит определенный круг лиц:

1) лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

2) неустановленные лица, биологический материал которых изъят в ходе производства следственных действий;

3) неопознанные трупы.

На наш взгляд законодательное закрепление геномной регистрации исключительно для определенных категорий лиц не решает многих актуальных проблем, связанных с идентификацией личности по ряду причин.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено внесение данных геномной информации лиц, работающих со следами биологического происхождения во время осмотра места происшествия — следователей, дознавателей, экспертов. Указанные должностные лица имеют возможность контаминировать обнаруженный след своей ДНК. Также, особую актуальность имеет расширение банка ДНК учета данными ДНК лиц, призванных на военную службу, проходящих службу в органах внутренних дел, в федеральной службе безопасности и граждан по роду профессиональной деятельности, входящих в группу риска. Указанная мера позволила бы сократить сроки расследования преступлений.

Кроме того, при рассмотрении проблемы всеобщей геномной регистрации следует обратить внимание на то, как, кем и когда она будет осуществляться. На наш взгляд взятие образцов при рождении медицинской сестрой или врачом, является единственно верным решением при законодательном закреплении данной нормы. Указанное способствовало бы снижению нагрузки на следующие правоохранительные органы:

1) учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органы дознания совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации (а также учреждения судебно-медицинской экспертизы, входящие в государственную систему здравоохранения);

3) иные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

При этом нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей, что должны быть строго регламентированы все стадии работы с генетической информацией. При этом меры защиты могут выражаться в установлении особого пропускного режима ДНК-лабораторий, предъявлении специальных требований к отбору лиц, осуществляющих анализ ДНК, утверждении специального режима использования архивов экспертных заключений.

Следует отметить, что вопросы расширения категорий лиц, подлежащих обязательной государственной геномной регистрации, и иные основополагающие вопросы криминалистической регистрации должны быть урегулированы федеральным законом. Большинство же организационных вопросов, как и в настоящее время, могут быть урегулированы ведомственными нормативами (приказами, инструкциями).

Таким образом, возможности любой базы данных возрастают при увеличении количества содержащихся в них учетных записей. Увеличение количества генотипов, помещенных в базу данных ДНК биологических объектов, позволит более эффективно осуществлять поиск лиц, причастных к событию преступления, и соответственно раскрывать преступления.

Биб­лио­гра­фи­че­ский спи­сок ис­поль­зу­е­мой ли­те­ра­ту­ры:

  1. Федеральный закон от 03.12.2008 № 242-ФЗ изм. от 17.12.2009) «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации».
  2. Колдин В. Я. Идентификация и ее роль в установлении истины по уголовным делам. М., 1969. С. 6.
  3. Лукомская А.С. К вопросу о государственной геномной регистрации // Вестник ОГУ. 2014. № 3 (139). С.92-94.
  4. Потапов С. М. Принципы криминалистической идентификации // Сов. гос. и право. 1940. № 1. С. 15.