Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Баранников О.И.,
студент 3 курса
Института магистратуры ФГБОУ ВО
«Саратовская государственная юридическая академия»
направления подготовки 40.04.01 Юриспруденция
E-mail: O.I.Barannikov@yandex.ru
Научный руководитель: Копшева Кристина Олеговна
к.ю.н., доцент.
Кафедра уголовного и уголовно-исполнительного права
ФГБОУ ВО "СГЮА".
Россия, г. Саратов.
Аннотация:
В статье с учетом доктринальных разработок рассматриваются проблемы закрепления в уголовном законе принципов уголовного права. Представлены различные точки зрения на необходимость нормативного регулирования основополагающих для уголовного права идей. Сделан вывод о том, что даже при отсутствии законодательного закрепления принципы отрасли могут быть выведены из содержания нормативно-правового акта, однако, имеющийся в настоящее время подход способствует конкретизации руководящих идей, в первую очередь, для правоприменителя и служит барьером для возможных нарушений прав и свобод человека в ходе уголовного преследования.
Ключевые слова: принципы уголовного права, основополагающие идеи, уголовный закон, законность, равенство, справедливость.
Эффективность реализации исходных идей уголовного права в правоприменительной деятельности в значительной мере определяется точностью их законодательного выражения и согласованностью с ними непосредственно применяемых уголовно-правовых норм. В теории уголовного права, по-прежнему, ведется дискуссия относительно системы принципов уголовного права, их законодательной регламентации и соотношении принципов уголовного права и принципов уголовной ответственности.
Если проанализировать юридическую литературу, то можно выделить два основных подхода к закреплению принципов права. Первый — формулирование принципов в юридических нормах, иначе говоря, прямое или текстуальное закрепление. Второй — выведение основных идей из смысла законодательства, т.е. косвенное или смысловое закрепление.
До принятия Уголовного кодекса РФ в 1996 г. ни один отечественный уголовно-правовой акт не закреплял принципы уголовного законодательства, в результате чего возникало немало вопросов о том, какие же идеи являются основополагающими для уголовного права. Ныне действующий уголовный закон не только перечисляет принципы уголовного законодательства, но и раскрывает их содержание.
Закрепив принципы непосредственно в уголовном законе, была выполнена одна из задач, поставленных перед наукой уголовного права: создание путей и методов совершенствования уголовного законодательства с учетом потребностей современного общества и правоприменительной практики. По нашему мнению, именно выражение содержания принципов уголовного законодательства в самом законодательстве, путем закрепления в нем норм-принципов имеет важное значение, так как оно делает наиболее простым процесс воплощения требований принципов как законодательными, так и правоприменительными органами.
Однако, нельзя полностью согласиться с мнением тех ученых, которые указывают на то, что форма закрепления принципов оказывает влияние на их юридическую силу. По мнению В.Н. Ронжина, наибольшую юридическую силу и обязательное руководящее значение имеют специально закрепленные принципы, тем временем, как принципы, получившие закрепление в преамбуле, не регулируют нормы права напрямую, а лишь определяют одни из основных положений. Принципы же, которые закреплены косвенно, считаются с точки зрения действенности «наиболее слабыми», так как они могут попросту игнорироваться [4; С. 34].
По нашему мнению, верной будет являться та точка зрения, согласно которой различие в приемах законодательного закрепления не будет являться основанием для того, чтобы признать или же, наоборот, отвергнуть соответствующее положение в качестве принципа. Так же, следует подчеркнуть, что вопрос о размещении принципа внутри законодательного акта не может сказаться на его юридической силе. Однако, с таким положением согласны далеко не все авторы. И.В. Коршиков считает, что, исходя из целесообразности, разумнее всего было бы разместить принципы ныне существующего уголовного законодательства непосредственно в преамбуле УК РФ. Он считает, что таким образом «...мы определяем место принципов в данной отрасли, их основополагающее значение по отношению к остальным нормам, устраняем противоречия понимания принципа как исходной нормы с нормой непосредственного действия, и в то же время даем ориентир законодателю, правоприменителю и правоисполнителю для правильного понимания и применения правовых норм, в данном случае уголовно-правовых норм» [1; С. 27]. Безусловно, указанное И.В. Коршиковым мнение имеет право на жизнь, но здесь необходимо помнить о том, что в таком случае, сама преамбула должна быть наделена полной юридической силой — в противном случае, требования соблюдения принципов будут носить необязательный характер.
Представляется, что расположение принципов в самом тексте уголовного закона никоим образом не принижает их значения, и уж тем более не делает их необязательными как для законодателей, так и для правоприменителей. Ведь принципы по своей сущности носят императивный характер, а значит требования по их соблюдению являются обязательными, независимо от того где они располагаются в нормативно правовом акте. Если следовать точки зрения, предложенной И.В. Коршиковым, то тогда, по логике, помимо принципов преамбулу необходимо дополнить и иными нормами, имеющими базисное значение, например, ст. 2 УК РФ, которая закрепляет задачи УК РФ.
Основываясь на вышесказанном, я прихожу к следующему выводу — для закрепления принципов в преамбуле УК РФ нет необходимости. Более того, по мнению В.Д. Филимонова, «...содержание принципов должно быть раскрыто, а это возможно лишь в самом тексте Уголовного кодекса» [5; С. 34]. Однако, тогда встает следующий вопрос: а есть ли необходимость давать определение каждого принципа в самом тексте уголовного закона?
В.Н. Кудрявцев и С.Г. Келина, полагают, что «...само включение правовых принципов непосредственно в УК РФ, имеет некоторые негативные последствия. Состоят они в том, что само формулирование в УК РФ принципов ведет к упрощению их содержания, что прежде всего выражается специфичностью самого уголовного закона как нормативно правового акта, который должен регулировать достаточно узкий круг отношений между лицом, совершившим преступление, и государством» [2; С. 168].
В.В. Мальцев, в свою очередь, говорит, что достаточно лишь перечислить принципы не раскрывая их содержания. Но мы считаем, что указанный В. В. Мальцевым подход является не совсем верным, ведь именно формулирование принципов в самом тексте уголовно закона способствует их эффективной реализации и более того, сводит на нет возможность их двоякого понимания в процессе правоприменительной деятельности Как справедливо отмечает Б.Т. Разгильдиев, «...совершенно очевидно, что емкость и глубина норм-принципов по своему содержанию и сфере действия должны определяться уголовно-правовой доктриной и законом не только путем декларирования их наличия, но и выражением их соответствующих свойств путем установления признаков, раскрывающих природу принципа вообще и отдельных принципов в частности. Только такой путь позволяет раскрыть содержание того или иного явления, в нашем случае принципа, определить его емкость и содержание. Без уяснения этого каждый волен наполнять принципы своим содержанием» [3; С. 5].
Общая часть Уголовного кодекса Рф закладывает в нас основу в понимании всего уголовного законодательства в целом. И начинается она с изложения в первых статьях основополагающих идей — принципов уголовного законодательства: законности, равенства всех перед законом, вины, справедливости, гуманизма, которые, в свою очередь, закладывает фундамент в построении особенной части и применения уголовного закона в целом.
Список литературы