Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ДИАГНОСТИКЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕННОСТИ СТЕДЕНТОВ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лозовская Татьяна Витальевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2024»  (ноябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 88
Показать PDF версию О КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ДИАГНОСТИКЕ СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕННОСТИ СТЕДЕНТОВ

Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры межкультурных коммуникаций
и международного туризма
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь

Одним из исходных положений, от которых приходится отталкиваться преподавателю любой учебной дисциплины, является неравномерность состояние обученности студентов, которые еще только приступают к изучению какой-нибудь учебной дисциплины, а также неравномерность усвоения знаний учащимися в процессе изучения этой дисциплины. Это связано с наличием значительных индивидуальных различий обучаемых. Но поскольку обучение сегодня должно носить личностно-ориентированный характер, т.е. оно должно предоставить каждому учащемуся максимальные возможности для реализации своего личностного потенциала, приобретает особое значение учет индивидуальных различий учащихся при построении обучения. Другими словами, обучение должно отталкиваться от уже достигнутого уровня развития, который у каждого учащегося свой, и стимулировать дальнейшее развитие личности учащегося. Таким образом, осознается необходимость проведения некоторых диагностических процедур на начальном этапе обучения. Предварительная диагностика актуального уровня развития учащегося необходима, прежде всего для того, чтобы преподаватель, учитывая полученные данные, мог более эффективно построить процесс обучения, но также для диагностики самого педагогического процесса.

Многие преподаватели, понимая важность предварительной диагностики, проводят тестирование по своему предмету для выявления уже имеющегося уровня обученности студентов. Однако такие тесты в основном направлены только на определение объема знаний. Но если мы говорим о развивающем обучении, а не просто о накоплении знаний, то воздействовать через обучение мы должны на все стороны личности обучаемого. Важной для нас становится не категория обученности, а скорее категория образованности, которая понимается не только как совокупность накопленных знаний, но и как внутреннее побуждение к их пополнению и использованию на основе выработанных личностью нравственных характеристик, мотивов, индивидуально-значимых ценностей, установок. Для этого нам необходима как можно более полная информация о личности обучаемого.

Для построения эффективного развивающего обучения необходимо учитывать тот путь, которым учащийся пришел к знаниям. Известно, что к одному и тому же результату ученики приходят разными путями и что далеко не всегда учащиеся могут сами эффективно организовать процесс усвоения. Следовательно, как можно более ранняя диагностика процессуальной стороны деятельности учащихся позволит сразу построить обучение на необходимом уровне сложности и в наилучшем темпе и позволит предложить каждому учащемуся наиболее эффективный для него способ деятельности по усвоению знаний.

Немаловажным для преподавателя является также знание о том, насколько развиты у учащихся специальные способности к его предмету. Здесь есть возможность выбора из большого разнообразия тестов специальных способностей, и задача преподавателя заключается в их адаптации к имеющимся условиям. Поскольку развитие науки идет настолько стремительными темпами, что система образования просто не успевает изменять и расширять содержание образования, мы должны подготовить учащегося к дальнейшему самообразованию. Сформированность такого качества, как познавательная самостоятельность, является решающим фактором при подготовке студента к самообразованию. Познавательная самостоятельность характеризуется тем, насколько учащийся организован в учении, насколько он владеет навыками учебной деятельности. Эффективность обучения зависит также и от того, насколько мотивирован учащийся, каковы его цели в обучении.

Таким образом, на начальном этапе обучения следует диагностировать не только объем знаний учащихся, но и их обучаемость, специальные способности. Также преподаватель должен располагать информацией о том, насколько учащийся может быть самостоятелен в учении и каковы его истинные мотивы учебной деятельности.