Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ноу-хау (секретом производства) признаётся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам [1]. Исходя из экономической природы понятия "ноу-хау" данные объекты в полной мере отвечают признакам нематериального актива, установленным ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов” [2]. Если ноу-хау — это информация, то коммерческая тайна — это «режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю … получить коммерческую выгоду» [1]. Под режимом конфиденциальности подразумеваются определенные меры по охране информации, предусмотренные ФЗ №98 «О коммерческой тайне». По нашему мнению, предприятие может предпринять следующие меры по охране конфиденциальности информации: организационные, юридические, технические. Организационные меры состоят во-первых, из определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Во-вторых, необходимости нанесения на материальные носители, содержащие коммерческую тайну, грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя информации. В-третьих, необходимо ограничить доступ третьих лиц к информации, составляющей коммерческую тайну. К юридическим мерам по охране конфиденциальности информации относится урегулирование отношений между предприятием и лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в связи с выполнением данными лицами трудовых или гражданско-правовых отношений.
Существует информация, которая не может составлять коммерческую тайну. Например, данный режим не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечень таких сведений приведен в статье 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне" [3]. Обобщив изложенные нормы, регламентирующие понятие ноу-хау, нами выделены характерные признаки ноу-хау. По нашему мнению, признаки необходимо классифицировать в три группы. К первой группе отнесём признаки, характеризующие ноу-хау как объект учёта. Во-первых, ноу-хау есть результат интеллектуальной деятельности человека, во-вторых, основа имущественных исключительных прав – монополия определённого лица на совокупность информации. В-третьих, основой защиты ноу-хау является создание такой защиты, при которой обеспечивается не возможность несанкционированного доступа к содержанию информации, составляющей коммерческую тайну и возможность привлечения нарушителей к ответственности за неправомерное разглашение и (или) использование сведений, составляющие коммерческую тайну.
Рассмотрим свойства ноу-хау как объекта учёта. Во-первых, нематериальность объекта ноу-хау, которая заключается в отсутствии физического износа ноу-хау. Во-вторых, неограниченная воспроизводимость объекта ноу-хау – возможность самостоятельного, независимо от её обладателя получения и сбора всей совокупности информации разными лицами. В-третьих, идентифицируемость – отличие от другой информации через фиксацию в объективной форме. В-четвёртых, отсутствие охранных документов.
По нашему мнению, существенными условиями для организации обеспечения охраны того или иного объекта ноу-хау от посягательств третьих лиц необходимо соблюдение следующих условий:
Рисунок 1 – Алгоритм определения ноу-хау или объектов патентного права
Обратим внимание на наличие в составе процесса спецификации объектов патентного права и ноу-хау фильтра соответствия изобретения критериям новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости. Для этого разработаны соответствующие процедуры проверки, выполняемые специализированными и уполномоченными государством органами. Эти процедуры по своему составу аналогичны процедурам экспертизы соответствия заявленного товарного знака установленным критериям.
Для целей рассмотрения практических вопросов бухгалтерского учета ноу-хау классифицируют по сфере применения его содержания и патентоспособности (в соответствии с рисунком 2) [5].
Рисунок 2 - Классификация ноу-хау по сфере применения его содержания и патентоспособности
Субъектами прав на ноу-хау могут быть только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в т.ч. НКО), а именно: юридические лица – организации и физические лица – индивидуальные предприниматели. Основные моменты «жизненного цикла» объектов ноу-хау (коммерческой тайны) рассмотрены на рисунке 3. Рассмотрим особенности бухгалтерского учета на каждом этапе жизненного цикла ноу-хау. Как видно из рисунка жизненный цикл объектов ноу-хау начинается с создания (появления) на предприятии. К юридическим основаниям приобретения статуса правообладателя ноу-хау можно отнести:
Рисунок 3 - Особенности жизненного цикла объектов ноу-хау
Затраты на ноу-хау могут рассматриваться либо как часть первоначальной стоимости других внеоборотных активов, либо как отложенные или текущие затраты, либо как вложения в обособленный объект бухгалтерского актива – нематериальные активы [5].
Таким образом, ноу-хау в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов» признаются нематериальными активами. Зачастую на практике возникают вопросы по поводу отнесения того или иного объекта к ноу-хау и возможности отражения данного объекта на счетах бухгалтерского учёта в качестве нематериально актива.
Список литературы