Евразийский
научный
журнал

Нормы международного права и международные договоры, как источники Российского муниципального права

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бахарчиева Аймани Ризавдиновна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2006
Показать PDF версию Нормы международного права и международные договоры, как источники Российского муниципального права

Бахарчиева Аймани Ризавдиновна
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета.
г. Грозный
E-mail: muulkbacharchieva2910@mail.ru

В современную эпоху глобализации права существенно меняется взгляд на соотношение международной и национальных правовых систем. В течение последних двадцати лет с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. возросло значение взаимодействия российского муниципального права и международного права. Муниципальное право регулирует разные сферы общественных отношений, имеет большое количество источников, которые находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и образуют сложную динамичную непротиворечивую систему. В нее входят: Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутри федеральные и др. Однако вопрос о статусе международных правовых актов, как источников российского муниципального права и их месте в системе источников права сегодня остается дискуссионным.

Муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и реализуются в нормативных правовых актах, осуществляемых органами государственной власти. Такие нормы появляются, с общего разрешения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления. Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совмещенность источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права. В российской юридической науке выделяют масса подходов к классификации источников данной отрасли выделяя: легальные, юридические (формальные) и социальные; установленные и санкционированные государством; основные и вспомогательные; традиционные и нетрадиционные.

Особое внимание уделяется международно-правовым аспектам самой Конституции РФ. Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры РФ должны толковаться и применяться в соответствии с целями и принципами международного права, а не с позиции ориентиров национального права.В муниципальном праве России международные соглашения занимают особое место в иерархии источников этой отрасти права, поэтому вышеназванная норма Конституции Российской Федерации нашла отражение в ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В России международные договоры не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с законом они подлежат утверждению (ратификации)путем принятия федерального закона. Поэтому можно утверждать, что сам по себе международный договор не является источником российского муниципального права, поскольку необходим правоприменительный тандем «международный договор — федеральный закон».

Международные договоры РФ рассматриваются в качестве источника муниципального права при условии: содержания в нем правовых норм местного самоуправления; согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации; ратификации этого международного договора федеральным законом РФ; официального его опубликования. Такие международные акты целесообразно применять для проведения сравнительных исследований с отечественными актами в целях выявления общих черт или отличий между ними и совершенствования российской правовой системы местного самоуправления.

В данное время РФ заключены, ратифицированы и действуют множество международных договоров, которые в той или иной степени могут учитываться как источники отечественного муниципального права.Основным документом международного уровня в рамках муниципального права является Европейская хартия местного самоуправления (с момента вступления Российской Федерации в 1996 г. в Совет Европы). В хартии предложены общепризнанные принципы муниципального права, которые предполагают признание местного самоуправления в законодательстве.

Участие России в глобальных процессах соединении в мировое сообщество свидетельствует о возрастающей роли международного права во внутренних делах государства. Включение международных нормативно-правовых актов в систему источников муниципального права России изменяет ее содержание. Поэтому целесообразно дальнейшее совершенствование системы источников российского муниципального права и рассмотрение этой системы не изолированно, а во взаимодействии с международно-правовой системой.