Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Меришавян Алла Арменовна
магистрант направление подготовки 40.04.01 "Юриспруденция"
Российская таможенная академия Ростовский филиал
Россия, Ростовская область,Ростов-на-Дону
E-mail: alla_450@mail.ru
Ключевые слова: административная юрисдикция, таможенное законодательство, нормотворчество таможенных органов
administrative competence, customs legislation, rule-making of the customs authorities.
Аннотация научной статьи: Статья посвящена нормотворчеству таможенных органов РФ в сфере административной юрисдикции, в условиях функционирования таможенного союза ЕАЭС, что по ряду причин, является дискуссионным вопросом.
На основе исследования различных подходов, представленных в литературе, можно прийти к выводу, что система правовых актов, регулирующих административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов РФ должна осуществляться посредством упрощения и сокращения количества ведомственных нормативно-правовых актов в сфере административной юрисдикции.
Abstract: The article deals with rule-making of the Customs in the sphere of administrative competence. In the Russian doctrine of Administrative Procedure The author analyzes the system of legal acts governing administrative jurisdictional actions of the customs authorities. Based on the analysis of different views of scholars introduced in references the conclusion is made on modernization of administrative jurisdictional actions of the customs authorities which is to fulfill by means of a simple typology of the structure of legal system of administrative competence of the customs authorities.
Административная юрисдикция таможенных органов — это государственная деятельность уполномоченных должностных лиц таможенных органов, которая осуществляется во внесудебном порядке на основе административно-процессуальных норм с целью разрешения административно-правовых конфликтов посредством применения административно-правовых мер воздействия.
Вопрос о понятии и сущности административной юрисдикции остается весьма дискуссионным в правоприменительной практике и в первую очередь, потому, что до сих пор законодатель на уровне федерального закона не закрепил понятия «административная юрисдикция», да и сами правоведы не пришли к единому пониманию этого термина. От части, эту ситуацию можно объяснить тем обстоятельством, что административная юрисдикция, также как гражданское и уголовное судопроизводство, не формирует правовых норм, а осуществляет их применение в конкретных ситуациях.
Исторический анализ административной юрисдикции таможенных органов показал, что поступательно формирующиеся функции таможенных органов на разных этапах своего развитии характеризуются нормативной процедурой закрепления. Так, на протяжении всей истории развития административной юрисдикции таможенных органов уточнялись субъекты административной юрисдикции, совершенствовался процессуальный порядок ее применения, а в целом Россия придерживалась политики протекционизма, направленной на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции, стимулирования экспорта товаров и ограничения импорта.
В сфере административной юрисдикции наряду с нормативными правовыми актами федерального значения действует внушительный набор ведомственных актов, регулирующих административно-юрисдикционную деятельность таможенных органов. Так, административно-юрисдикционные производства (по жалобам, по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство) характеризуются многочисленными актами соответствующей тематической направленности.
Но как показывает практика правоприменения, принимаемые в настоящее время таможенными органами меры, направленные на соблюдение законности и обоснованности решений должностных лиц, на усиление контроля в таможенном деле, порой нивелируют эффективность применяемых технологий по совершенствованию таможенного администрирования.
Административно-юрисдикционная деятельность как самостоятельный вид правоохранительной деятельности имеет ряд специфических признаков:
во-первых, это отграниченность от других систем;
во-вторых, иерархичность источников права;
в-третьих, множественность источников;
в-четвертых, разноотраслевая принадлежность источников;
в-пятых, переходный характер новейших нормативных актов.
Для устранения выявленных противоречий необходимо обновление нормативной правовой основы административной юрисдикции таможенных органов, в том числе в производстве по делам о нарушении таможенных правил, выражающееся в применении, на основе административно-деликтных процессуальных норм, мер административного принуждения в случаях совершения лицами административных правонарушений.
Если говорить о положениях законодательства Таможенного союза, в качестве основного источника, определяющего направления деятельности таможенных органов Таможенного союза, выступает действующий Таможенный кодекс Таможенного союза, вступивший в силу в июле 2010 года и фактически ставший первым наднациональным кодифицированным актом, регулирующим таможенные правоотношения в Казахстане, России и Беларуси. Унификация и установление единых ставок Таможенного тарифа были главным условием для создания и полноценного функционирования Таможенного союза.
В связи с переходом на качественно новый уровень интеграции, созданием Евразийского экономического союза, было принято решение о разработке нового модернизированного Таможенного кодекса ЕАЭС.
Евразийский экономический союз — это международное интеграционное экономическое объединение (союз), обладающее международной правосубъектностью и учреждённое Договором о Евразийском экономическом союзе[1], который был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года.
Государствами–членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.
Этот Союз должен был стать ответом на дезинтеграцию, кризисное состояние экономики и финансов на постсоветском пространстве. Как показала практика, создание Евразийского экономического сообщества предусматривает единую таможенную территорию с единой таможенной границей и тарифами, его создание облегчило условия торговли между странами и способствовало развитию их экономик.
Реформированию подверглась вся система административного управления в сфере таможенного регулирования, а это и организационно-структурная, и кадровая, и нормотворческая составляющие системы. Вместе с тем быстро меняющаяся экономическая обстановка предъявляет все более высокие требования к таможенному администрированию, призванному обеспечивать законность правоотношений, возникающих между участниками внешнеэкономической деятельности и государством в ходе реализации и защиты прав, свобод и законных интересов лиц при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В отличие от действующего таможенного законодательства, Таможенный кодекс ЕАЭС, (Договор о принятии которого планируют подписать в декабре 2016 года), — это комплексный кодифицированный международный договор, при подготовке которого было проведено тщательное переосмысление всех ранее заключенных международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения.
Проект договора Таможенного кодекса ЕАЭС полностью базируется на электронном документообороте в таможенных правоотношениях (электронное декларирование, автоматическая регистрация таможенной декларации, автоматический выпуск товаров, применение механизма «единого окна»), в нем изменены подходы к применению информационных технологий при совершении таможенных операций.
Отдельной главой в проекте договора о ТК ЕАЭС предусмотрен институт уполномоченных экономических операторов. Его внедрение в государствах — членах ЕАЭС «кардинально изменит взаимоотношения между таможенными органами и представителями бизнес-сообщества, которые получат данный статус».
Упoлнoмoченный экoнoмический oператoр является достаточно нoвым субъектoм тамoженных правooтнoшений, а правoвoе регулирoвание данного института oсуществляется на 2–х урoвнях: в ТК ТС закреплены oснoвные oбязательные пoлoжения ст. 38–41, а на нациoнальнoм урoвне институт упoлнoмoченнoгo экoнoмическoгo oператoра регулируется ФЗ «O тамoженнoм регулирoвании в РФ» oт 27.11.2010 № 311 (прилoжение № 1) и сooтветствующими нoрмами междунарoдных дoгoвoрoв гoсударств–членoв тамoженнoгo сoюза и нoрмами нациoнальнoгo закoнoдательства.
Таким образом, основными подходами, заложенными в проект Таможенного кодекса ЕАЭС, являются:
- приоритет электронного таможенного декларирования;
- возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, информационными системами таможенных органов;
- возможность подачи таможенной декларации без предоставления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;
- совершенствование института уполномоченного экономического оператора;
- использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций и др.
В ЕАЭС этот объемный документ почти на 900 страницах, объединяет около 500 статей, что безусловно, в процессе правоприменения приведет к определенной коллизии норм, хотя его подготовка велась в тесном и активном взаимодействии 400 экспертов из различных министерств, ведомств, бизнес-сообщества стран — участниц ЕАЭС и, конечно, ЕЭК.
В проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза было внесено около 1 500 поправок, завершающие 56 из которых были сделаны в апреле текущего года, что говорит о том, что ТК ЕАЭС будет компиляцией 25 международных соглашений в сфере внешнеэкономической деятельности, проведенной без анализа и оценки влияния этих актов на улучшение таможенного администрирования.
Тем не менее, новый Таможенный кодекс ЕАЭС при всех возможных издержках будет учитывать экономические интересы бизнес-сообщества всех стран-партнеров, что будет способствовать устранению препятствий во взаимной торговле и интеграции стран-участниц, без барьеров для бизнеса.
Список литературы: