Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Нормативно-правовое воздействие государства на рациональное природопользование

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Приказчикова Ольга Владимировна, Кушербаева Лаура Максутовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1576
Показать PDF версию Нормативно-правовое воздействие государства на рациональное природопользование

Приказчикова Ольга Владимировна
к. ист. н., кафедра ОПДиП ФГСН,

Кушербаева Лаура Максутовна
студент ГГФ,

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
E-mail: olgaprik@bk.ru

Аннотация. В статье рассматривается нормативное закрепление рационального комплексного недропользования.

Ключевые слова: законодательство, недропользование, нефтеотдача пластов, охрана недр, рациональное использование.

Abstract. The article discusses the regulatory basis for the efficient and integrated subsoil use.

Keywords: legislation, subsoil use, oil recovery, protection of mineral resources, the rational use.

В Российской Федерации основные требования рациональному использованию и охране недр закреплены в разделе 3 ФЗ РФ «О недрах». Одним из способов, предусмотренных статьёй 23 закона, является «обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр» [1].

Рациональному природопользованию способствует выявление принципов увеличения нефтеотдачи пластов с различными физико-химическими условиями и типами нефти. Таких условий два. Во-первых, наличие технологий мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнений. Во-вторых, наличие технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи [2].

К затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты:

а) на проектирование, строительство и реконструкцию систем сбора, подготовки и транспортировки попутного нефтяного;

б) на проектирование, строительство и реконструкцию установок по выработке электрической энергии и тепла;

в) на проектирование, строительство и реконструкцию объектов и систем по повышению нефтеотдачи пластов, использующих попутный нефтяной газ, в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на разработку и обустройство месторождения [3].

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования. В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в перечне, организация уплачивает водный налог в общеустановленном порядке [4].

Определение степени выработанности необходимо производить по всему участку недр в целом, пространственные границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами [5].

В настоящее время в России практически все разрабатываемые месторождения характеризуются высокой степенью выработанности разведанных запасов — более 60 %. Для повышения эффективности добычи полезных ископаемых рекомендовано использовать оборудование и материалы, системы и методы повышения отдачи пластов; системы утилизации попутного нефтяного газа; оборудование по вовлечению в разработку и добычу нетрадиционных источников сырья, в т. ч. углеводородного, включая «тяжелые нефти», газогидраты, сланцевый газ и другие [6].

Структура запасов нефти новых месторождений и нераспределенного фонда характеризуется высокой долей мелких месторождений (величина извлекаемых запасов до 15 млн. т), удаленностью инфраструктуры, сложными геологическими условиями разработки. Только треть всех разведанных запасов являются активными, при этом 67% — трудноизвлекаемые запасы, в том числе высоковязкие нефти — 13%, малопроницаемые коллектора — 36%, малые толщины пластов — 4%, подгазовые зоны — 14% [7].

Во всем мире с каждым годом возрастает интерес к методам повышения нефтеотдачи пластов, и развиваются исследования, направленные на поиск научно обоснованного подхода к выбору наиболее эффективных технологий разработки месторождений.

Рационально пользоваться недрами — значит обеспечивать наиболее полное извлечение и достоверный учет запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, охранять их месторождения, предотвращать загрязнение недр. Поэтому рациональное использование недр мы можем определить как осуществляемое при строгом соблюдении данных правил. Обязательный для исполнения характер они приобретают только в силу их нормативного закрепления. То есть, с юридической точки зрения рационализм недропользования — это выполнение нормативно закрепленных требований.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред. от 03.07.2016 г.), Статья 23 // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _343/6a2bd1641ba5e0e3eb3500b93c162fd8ddc68f65
  2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 988 (ред. от 06.02.2012 г.) «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с п. 7 ст. 262 ч. 2 Налогового кодекса РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» // Режим доступа: https:// http://petros.ru//.html
  3. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 г. № 1148 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» // Режим доступа: https://rg.ru/2012/11/20/vybrosi-dok.html
  4. Налоговый кодекс РФ, ч. 2 от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12. 28.12.2016 г.) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW
  5. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.11.2006 г. № 16542-КА/Д07 «О применении положений Федерального закона от 27.07.2006 г. № 151-ФЗ» // Режим доступа: https:// http://www.klerk.ru/buh/articles/328323/.html
  6. Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 г. // Режим доступа: https://www.vniief.ru/.html
  7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. // Режим доступа: https:// ru.wikipedia.org /.html