Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Нормативно-правовое регулирование и особенности формирования местных бюджетов закрытых административно-территориальных образований

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Краснопеев Илья Сергеевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2371
Показать PDF версию Нормативно-правовое регулирование и особенности формирования местных бюджетов закрытых административно-территориальных образований

Краснопеев И.С., научный руководитель - Аврамчикова Н.Т., доктор экономических наук, доцент Сибирский государственный Аэрокосмический Университет имени академика М.Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, пр. имени газеты "Красноярский рабочий", 31 E-mail: krasnopeevis@yandex.ru



В статье рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регулирующие местные бюджеты. Выявлены особенности и проблемы правового регулирования и функционирования местных бюджетов в закрытых административно-территориальных образованиях, предложены пути повышения их эффективности.


Ключевые слов: местный бюджет, закрытое административно - территориальное образование, органы местного самоуправления, Конституция РФ, правовое регулирование, полномочия.


Местный бюджет, как финансово - экономическая основа функционирования местного самоуправления, является необходимым и важным элементом для финансового обеспечения реализации функций, задач и полномочий органов местного самоуправления. В последнее время, реформы местного самоуправления направлены на централизацию финансовых ресурсов в руках федеральных органов власти за счет местных финансов. Параллельно с тем, вся тяжесть решения социальных проблем закрепляется за органами местного самоуправления, без дополнительных на это финансовых гарантий.

В общем виде, Конституция РФ регулирует основополагающие отношения между гражданами и государством, регламентирует объединение граждан [1]. Местное самоуправление, как форма осуществления народовластия через органы местного самоуправления, является частью конституционного строя страны. Так ст.12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Местным бюджетам в конституционном праве уделяется особое внимание, поскольку они выступают как материально-финансовая гарантия реализации прав граждан, закрепленных Конституцией РФ.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ «органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы». Однако такая самостоятельность органов местного самоуправления носит ограниченный характер, поскольку можно говорить только об их самостоятельности в пределах полномочий и правовых рамок. Фундаментом правового регулирования местного самоуправления и основой конституционных положений является, подписанная Россией в 1996 году и ратифицированная в 1998 году Европейская хартия местного самоуправления. [2].

Обширность территории России не позволяет проводить должного контроля над местными бюджетами. Таким образом, вектором развития должно стать закрепление на законодательном уровне четких полномочий органов местного самоуправления, подкрепленных источниками финансирования. Вместе с тем необходимо отметить, что в локальных административно-территориальных образованиях нормативно-правовое регулирование формирования местного бюджета имеет особенности.

Закрытым административно—территориальным образованием является территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан [5].

Интересы государства требуют создания в определенных регионах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Порядок их функционирования определен Законом «О закрытом административно-территориальном образовании (с изменениями и дополнениями от 28 ноября 19% г. № 144-ФЗ).

К основным особенностям организации самоуправления ЗАТО относятся следующие положения:

- ЗАТО наделяется статусом городского округа;

- решение о создании (упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ;

- при принятии решения об упразднении ЗАТО определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов (ст. 2 п. 2 Закона о ЗАТО);

- ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

а) установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;

б) определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;

в) обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Все решения по вышеуказанным вопросам принимаются Правительством РФ (ст. 1 Закона о ЗАТО);

- в бюджет ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории;

- компетенция органов местного самоуправления ЗАТО расширена. К ним относятся:

а) вопросы обеспечения безопасности граждан;

б) вопросы безопасности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) проблемы соблюдения особого режима территории;

г) вопросы участия в режимном процессе (пропуск) и т. п;

- проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственное страхование и гарантии. Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.

Закрытые административно-территориальные образования функционируют в городах и поселках, в которых находятся объекты Министерства обороны и Федерального агентства по атомной энергии с особым режимом деятельности. Таких населенных пунктов в России насчитывается около сорока и находятся они в 21 субъекте Российской Федерации. Их границы могут не вписываться в существующее административно-террито­риальное деление. Все они имеют органы местного самоуправления и располагают особой системой финансирования и социальной поддержки населения.

Земли, занимаемые предприятиями, по виду деятельности которых создано ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование. Создание на территории ЗАТО предприятий с иностранными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ. В ЗАТО поддерживается порядок обеспечения особого режима безопасности предприятий и объектов.


Литература

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: в ред. Федерального Конституционного Закона от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ // Российская газета. – 1993г. – 25 декабря; Российская газета. – 2009 г. – 21 января. – № 7;

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ:принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации от 9 июля 1999г. № 159-ФЗ; в ред. Федер. закона от 4 окт. 2014 г. № 283-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 31, ст. 3823; Рос. газ. – 2014. – 8 окт.

4. Матвиенко С.В. Конституционно-правовые основы местных бюджетов / С.В. Матвиенко / Конституционное и муниципальное право.- 2012.

5. Аврамчикова Н.Т., Белякова Г.Я., Проскурнин С.Д. Организационные формы управления инновационным развитием локальных административно-территориальных образований// Вестник СибГАУ - 2015 - № 4.