Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Независимая антикоррупционная экспертиза законодательных актов как демократический институт гражданского общества

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Загалаева Жанета Алхазуровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 2643
Показать PDF версию Независимая антикоррупционная экспертиза законодательных актов как демократический институт гражданского общества

Загалаева Жанета Алхазуровна
ассистент кафедры исполнительного производства
и организации деятельности судебных приставов
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный

Одним из существующих на сегодняшний день и достаточно эффективным демократическим институтом вовлечения гражданского   общества   в   сферу   борьбы   с   коррупцией   является   институт независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов).

Законодатель не выделяет виды антикоррупционной экспертизы, а лишь закрепляет возможность проведения независимой экспертизы на коррупциогенность. Однако то обстоятельство, что антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов может проводить широкий круг субъектов, позволяет говорить о возможности выделения различных видов антикоррупционной экспертизы в зависимости от круга субъектов, ее осуществляющих.

Так, региональные законодатели предусматривают возможность проведения независимой, общественной и научной антикоррупционных экспертиз. Одни из них законодательно закрепили проведение всех указанных видов антикоррупционных экспертиз, другие - только некоторых из них.

В то же время в федеральном законодательстве выделяется два основных вида антикоррупционной экспертизы: государственная, проводимая федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами, и независимая, проводимая гражданами и институтами гражданского общества. Независимую антикоррупционную экспертизу, в свою очередь, можно подразделить на общественную и научную.

Думается, что для более активного вовлечения институтов гражданского общества и граждан в проведение независимой антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов было бы целесообразно предоставить возможность лицам, проводящим независимые антикоррупционные экспертизы, размещать свои заключения на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а разработчиков проектов обязать опубликовывать такие заключения и ответы на них на данном сайте. Отсутствие такой обязанности, по мнению ряда авторов, относится к недостаткам механизма учета результатов данной экспертизы.[1]

В отдельных субъектах Российской Федерации возможность ознакомиться с поступившими на проект нормативного правового акта заключениями уже установлена.  

Независимая антикоррупционная экспертиза в настоящее время находится на начальном этапе своего становления, о чем свидетельствуют имеющиеся в законодательстве пробелы и противоречия, к числу которых можно отнести:

  • неопределенность круга субъектов независимой антикоррупционной экспертизы, в частности отсутствие законодательно установленного определения понятия «институты гражданского общества»;

  • наличие в законодательстве ряда регионов иных, не предусмотренных федеральным законодательством субъектов, осуществляющих аккредитацию независимых экспертов;

  • отсутствие детальной регламентации сроков проведения независимой антикоррупционной экспертизы;

  • рекомендательный характер заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы. [2]

Сущностным критерием независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) является, то, что это экспертная (добровольная) деятельность независимых экспертов. Однако независимую антикоррупционную экспертизу законодательных актов (их проектов) следует рассматривать не только как вид антикоррупционной экспертизы, но и как специализированное исследование, то есть разновидность познавательной деятельности, в ходе которой вырабатывается новое знание.

В качестве первоочередной цели антикоррупционной экспертизы в целом следует признать борьбу с коррупцией и ее проявлениями, а говоря о цели независимой антикоррупционной экспертизы, следует подчеркивать противодействие     коррупциогенности     в     законодательстве,      осуществляемое гласно, с широким привлечением общественности. Указанная цель может быть достигнута посредством реализации следующих задач независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов):

  • осуществление объективного и всестороннего рассмотрения принимаемых управленческих и правовых решений;

  • оценка возможных коррупциогенных и иных негативных последствий от принятых управленческих и правовых решений;

  • усиление общественного контроля за органами власти;

  • реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов;

  • вовлечение институтов гражданского общества и граждан в сферу борьбы с коррупцией. [3]

Таким образом, обеспечение общественного, объективного и гласного противодействия коррупциогенности законодательства - не только цель, но и сущностный критерий независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов).

Выявленные сущностные признаки независимой антикоррупционной экспертизы законодательных актов (их проектов) позволяют сформулировать следующее авторское определение: «Независимая антикоррупционная экспертиза законодательных актов (их проектов) - это добровольное исследование законодательных актов (их проектов) в целях осуществления всестороннего, гласного и объективного противодействия коррупциогенности законодательства, проводимое гражданами и институтами гражданского общества, аккредитованными в установленном законом порядке, результатом которого является подготовка заключения, имеющего рекомендательный характер».

Литература:

  1. Кудашкин А.В. Комментарий к Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». М.: Волтерс Клувер. 2011. С. 158.

  2. Коробкин А.Н. Проблемы осуществления независимой антикоррупционной экспертизы // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 60-65.

  3. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, А.В. Сороко и др. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», «ПОЛИГРАФ-ПЛЮС», 2013. 160 с.