Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Нейросети в образовательном процессе. Иллюзия компетентности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кетрова Алла Александровна, Стефановская Елена Олеговна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2025»  (июнь, 2025)
Количество просмотров статьи: 214
Показать PDF версию Нейросети в образовательном процессе. Иллюзия компетентности

Кетрова Алла Александровна 
преподаватель КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий»,
Россия, г. Красноярск
E-mail: alla-ketrova@yandex.ru

Стефановская Елена Олеговна
преподаватель КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники и информационных технологий»,
Россия, г. Красноярск
E-mail: sh-alla@rambler.ru

Гаджеты — небольшие устройства, которые обладают повышенной функциональностью и предназначены для выполнения определенных задач. Умные гаджеты взаимодействуют между собой благодаря интернету вещей.

С развитием умных устройств и нейросетей традиционные критерии оценки профессионализма стремительно трансформируются. Работодатели пересматривают, какие навыки действительно необходимы, как измерять компетенции (тесты или реальные кейсы с участием искусственного интеллекта (ИИ)), и что сегодня означает быть «квалифицированным специалистом» в условиях расширения возможностей ИИ.

Этот процесс порождает новые возможности и одновременно риски для рынка труда. Пересматриваются так называемые «базовые требования». Современные экзамены и аттестации теряют свою актуальность. Возникает проблема: тесты теперь можно легко пройти с помощью ИИ, как это и происходит с экзаменами AWS или Google Cloud.

В качестве ответа на вызовы предлагаются новые подходы: переход к практическим кейсам с наблюдением, как это давно применяется в медицине, и проведение «экзаменов с ИИ», в которых оценивается не объем знаний, а способность специалиста обнаруживать и исправлять ошибки алгоритмов.

Как факт, университетские программы не поспевают за темпами технологических изменений.

Другой риск — иллюзия компетентности. Люди полагают, что разбираются в теме, потому что ИИ выдает им готовые ответы.

Навыки, которые будут ценны в будущем, включают умение управлять ИИ, а не конкурировать с ним. Развитый эмоциональный интеллект и междисциплинарность (способность связывать знания из разных областей) — это то, что пока не доступно алгоритмам.

Профессиональные стандарты больше не ограничиваются знанием базы. Сегодня они требуют способности к управлению знаниями и взаимодействию с ИИ. Это предполагает необходимость пересмотра образовательных систем, внедрение новых методов оценки компетенций и осознанное ограничение использования технологий там, где они могут препятствовать развитию ключевых навыков. Парадокс современности в том, что чем мощнее становится ИИ, тем выше ценность приобретают человеческие качества — критическое мышление, креативность, эмпатия и способность к адаптации.

Долгосрочное воздействие цифровых медиа и нейросетей может нарушать способность мозга к эффективному управлению эмоциями и снижать когнитивные функции, что особенно актуально для молодежи. Уверенность в точности ответов ИИ снижает вероятность использования критического мышления, что может уменьшать способность к самостоятельному анализу информации, снижает способность к концентрации и приводит к проблемам с принятием самостоятельных решений.

С развитием нейросетей, способных вести осмысленные диалоги и предоставлять эмоциональную поддержку, возникает риск формирования эмоциональной зависимости от ИИ, которую можно назвать термином «интелфилия».

Интелфилия — это феномен, при котором человек начинает испытывать глубокую эмоциональную привязанность и зависимость от ИИ, например, таких как нейросети.

Одна из причин зависимости от нейросетей — их постоянная доступность. Искусственный интеллект не устает, не требует отдыха и всегда готов выслушать, поддержать и предложить решение. Это создает у человека впечатление надёжного и верного «друга», который никогда не подведёт. Такое ощущение постоянного присутствия и поддержки формирует привязанность, особенно в моменты эмоциональной уязвимости, что может перерасти в интелфилию.

В будущем человечество может столкнуться с масштабной социальной трансформацией: эмоциональная привязанность к машинам грозит стать повсеместным явлением. По мере того, как ИИ всё глубже проникает в повседневную жизнь, люди могут начать всё чаще заменять живое общение виртуальным, что в перспективе приведёт к ослаблению человеческих связей и росту социальной изоляции.

Чтобы избежать подобных последствий и смягчить влияние интелфилии — эмоциональной зависимости от ИИ — необходимо предпринять комплексные меры:

Формирование этических рамок. Разработка чётких этических стандартов для создания и применения ИИ-технологий особенно важна в сферах, связанных с эмоциональной и психологической уязвимостью. Это поможет минимизировать риск зависимости со стороны пользователей;

Разработка технологий-компаньонов, а не заменителей. ИИ-системы должны проектироваться таким образом, чтобы не подменять реальные отношения, а способствовать их укреплению;

Психологическая поддержка и профилактика зависимости. Необходима доступная система психоэмоциональной помощи, включая консультации, тренинги и группы поддержки. Это позволит людям находить опору в реальных отношениях и снижать уровень зависимости от цифровых собеседников;

Научные исследования и мониторинг последствий. Продолжение систематических исследований влияния ИИ на эмоциональное здоровье и межличностные связи поможет формировать обоснованные стратегии вмешательства и урегулирования возможны негативных последствий;

Государственное и международное регулирование. Введение правовых норм, регулирующих разработку и внедрение человекоподобных ИИ, особенно в сфере эмоционального взаимодействия, является важным шагом к предотвращению злоупотреблений и защите психического благополучия общества.

Применение умных гаджетов и нейросетей стоит контролировать, так как эти технологии связаны с определёнными рисками, негативным влиянием на психическое развитие подрастающего поколения и снижением умственных способностей пользователей. Стоит понимать, что умные гаджеты и нейросети лишь помощники, и к ним нужно относиться как к инструменту.

Список литературы:

1. Чернова С.В., Егорова А.О ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ // Вестник науки. 2018. № 9 (9) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 02.05.2025).

2. Хoнтураев С. И. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕРНЕТ ВЕЩЕЙ // Universum: технические науки. 2023. № 12-2 (117) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 02.05.2025).

3. Коринь А. В. Интернет вещей: криминалистические аспекты // Актуальные проблемы российского права. 2025. № 2(171) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращения 02.05.2025).