Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Симонян Рафаэль Арсенович,
научный сотрудник НИИ Истории,
экономики и права
E-mail: raf55@list.ru
Ключевые слова: конкурентоспособность, нейронные сети, туристско-рекреационная сфера, конъюнктура рынка
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности российской туристско-рекреационной сферы в условиях все большего внедрения в экономику новых технологий
SIMONYAN R.A.
NEURAL NETWORKS AS A TOOL OF IMPROVING COMPETITIVENESS
RUSSIAN TOURIST-RECREATIONAL SPHERE
Keywords: competitiveness, neural networks, tourism and recreation sphere, market conditions
Annotation: The article discusses issues of enhancing the competitiveness of the Russian tourist and recreational sphere in conditions of ever more introduction of new technologies into the economy
В последние десятилетия во многих странах мира произошли заметные изменения в вопросах качества жизни людей. Население определенного количества стран все больше стало уделять внимания здоровому образу жизни. В этом плане большое внимание стало уделяться туризму и путешествиям, что подтверждается и мировой статистикой [4].
Как показывает практика, развитие туристско-рекреационная сферы идет стремительными темпами и не реагировать на текущее изменение конъюнктуры рынка невозможно. В текущей ситуации необходимо в постоянном режиме корректировать стратегию работы на рынке, следить за изменениями в инновационной сфере и реагировать на происходящие изменения оперативно, изменяя текущие бизнес-процессы. В этом плане серьезное внимание привлекает к себе развитие новых технологий, связанных с искусственным интеллектом.
Достижения в области создания искусственного интеллекта и нейронных сетей открывают новые возможности для работы во всех сферах. В последнее время нейросетевые технологии получают все более широкое распространение в прогнозировании макро- и микроэкономических процессов, поскольку они обладают широкими способностями в области распознавания и моделирования линейных и нелинейных взаимосвязей между экономическими показателями. Маркетинг в туристско-рекреационной сфере является одним из основных инструментов. Использование в маркетинге искусственного интеллекта открывает новые возможности в области анализа обширных данных о клиентах, классифицируя их по различным параметрам, таких, как возраст, пол, предпочтения по виду отдыха и т.д. Как показывает зарубежная практика, в индустрии гостеприимства и туризма за последние
В 2014 г. Murat Cuhadar, Iclal Cogurcu и Ceyda Kukrer провели исследование туристского спроса на круизы в Измир, применяя сразу несколько архитектур нейронных сетей. Результатом исследования явилось то, что прогнозирование туристского спроса является сложной задачей ввиду нелинейности и нестационарности природы туристского спроса, что наталкивает исследователей на необходимость разработки новых методов, важнейшим из которых является нейросетевое моделирование. По наблюдению авторов, нейросети работают без начальных гипотетических данных о моделях и проблемах; кроме того, существует целый набор нейросетевых методик, применяемых в целях получения лучшего результата. В своей работе Murat Cuhadar, Iclal Cogurcu и Ceyda Kukrer использовали многослойный перцептрон, сети радиального базиса и обобщенно-регрессионные нейронные сети для анализа месячных данных о прибытиях. экспериментальная работа показала, что в качестве прогнозной модели лучше всего работали радиально-базисные сети. Наблюдение показало, что нейронные сети без проблем (переобучения, структурных ошибок) справились с задачей прогнозирования, добившись хорошего прогноза на 2014 г. Авторы указывают, что для совершенствования методик прогнозирования необходимы также дальнейшие разработки в области метода опорных векторов (алгоритм, схожий с обучением с учителем), нечеткой логики, генетических алгоритмов, а также адаптивных сетей на основе систем нечеткого вывода [1].
В 2013 г. Oscar Claveria, Enric Monte и Salvador Torra проделали работу, в которой был спрогнозирован туристический спрос с помощью разных моделей нейронных сетей. В качестве данных для исследования были взяты данные по туристическим потокам в Каталонию из различных стран за период с 2001 по 2012 гг. Исследование было проведено с помощью трех моделей: многослойного перцептрона, радиальными базисными функциями и сетью Элмана (вид реккурентной нейросети). Исследовались также различные топологии данных типов нейросетей. В результате исследования получилось, что лучшие показатели были получены на основе многослойного перцептрона и радиальных функций, а наиболее качественный прогноз показали именно радиальные функции. Была выдвинута гипотеза о необходимости выявления зависимостей между показателями прибыли различных стран. Также был сделан очень важный вывод о том, что наилучшие результаты нейронные сети достигали при долгосрочном прогнозировании [2].
Первые нейронные сети являлись инструментом для распознавания образов. Многократное обучение данной системы давало возможность приобретать способность выделять с достаточно высокой точностью характеристики исследуемого класса объектов. Позднее данное свойство стало использоваться для идентификации параметров и переменных состояния объекта. Отсюда и было получено название нейроэмулятора, ввиду применения как части системы управления для вычисления переменных объекта управления. Параллельно с этим проводились разработки по применению нейросетей в качестве управляющего элемента системы (нейроконтроллера).
Нейронная сеть состоит из множества одинаковых элементов — нейронов.
В ней выделяются следующие слои нейронов: входной слой, несколько скрытых слоев и выходной слой. Элементы скрытых слоев имитируют поведение нейрона. При этом нейроны соединены с элементами предыдущего слоя перекрестными связями.
Биологический нейрон моделируется как устройство, имеющее несколько входов и один выход. Каждому входу становится в соответствие некоторый весовой коэффициент w, характеризующий пропускную способность канала и оценивающий степень влияния сигнала с этого входа на сигнал на выходе. Обрабатываемые сигналы бывают аналоговыми или цифровыми, все зависит от конкретной реализации. В теле нейрона происходит взвешенное суммирование входных возбуждений, и далее это значение является аргументом активационной функции нейрона, как это представлено на рис.1.
Рис. 1. Передаточная функция нейрона
При этом суммирующий элемент реализует функцию D = f(wi * xi), а активационная функция F может иметь самый разный вид, например, может
быть автокорреляционной функцией [4].
Аналитики в туристической области и сферы гостеприимства в большей части своих исследований применяют количественные причинно-следственные методы анализа, без исследования взаимосвязей, при которых имеется возможность выявить закономерности, получение которых традиционными методами осложнено [5].
Исследователи в сфере гостеприимства в большей части своих работ применяют количественные причинно-следственные методы анализа, не исследуя взаимосвязи, которые могли бы выявить закономерности, получение которых традиционными способами осложнено. Распределенные процессы вынуждают представителей туристической отрасли применять в работе технологии интеллектуального управления с помощью современных сервисов и систем. Данные технологии позволяют максимально быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, предлагая решать задачи, которые стоят перед всей туристической сферой в зависимости от сложившейся ситуации.
Ключевой проблемой для ТРП является проблема привлечения клиентов, а ключевым значением задачи является классификация туристов. Задача заключается в том, чтобы учесть максимальное количество личностных характеристик туристов в процессе организации туров. Если рассмотреть данные характеристики как Х1, Х2, ..., Хр, а их значения для туриста можно обозначить х1,х2, ..., хр, то решение задачи сводится к тому, чтобы в результате анализа распределить в одну из групп у1, у2, ..., уq. Откуда на входе получим вектор х=(х1,х2, ...,хр), который соответствует определенному туристу и является набором конкретных значений его параметров. Координаты на выходе представлены вектором y=(у1,у2, ...,уq), соответствующие номерам туристических групп.
Начальными параметрами могут являться простые для оценки величины: пол, возраст, время турпоездки, доход, образование и др. Сложными для оценки являются психологические предпочтения или же какие-то черты характера туриста, которые являются субъективными.
Литература и источники