Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Программно-целевой подход к управлению региональными системами

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Богданов Андрей Рашидович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2015»  (июнь 2015)
Количество просмотров статьи: 3571
Показать PDF версию Программно-целевой подход к управлению региональными системами

системами

Ключевые слова: Целевое программирование, недостатки, программы, развитие регионов.

Аннотация: Целевое программирование используется при наличии крупномасштабных проблем, которые не могут быть решены традиционными способами управления. Однако сам механизм формирования и реализации таких программ пока несовершенен. В статье дается критическая оценка практическому опыту использования программно-целевого метода для целей регионального развития в России за годы рыночных реформ.

Использование программно-целевого метода применительно к региональным системам исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей. В то же время, программно-целевой метод допускает постановку целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать требуемую направленность программных действий [1].

К числу особенностей федеральных целевых программ развития регионов (территорий) относятся:

  1. более четко выраженная социальная ориентация, направленность на решение социальных проблем, и в этом проявляется естественное свойство усиления социальных аспектов программ по мере снижения уровня управления, на котором разрабатывается программа;
  2. ярко выраженный комплексный характер вследствие их ориентированности на решение демографических проблем, обеспечение занятости в регионе, охрану окружающей среды, развитие социальной инфраструктуры, улучшение жилищных условий.

Системная последовательность процесса целевого программирования социально-экономического развития региона предполагает следующие этапы: анализ и оценку развития хозяйственного и социального комплекса региона; выбор стратегии преобразования региона; научное концептуальное обоснование программы регионального развития; разработку подпрограмм и проектов; контроль, мониторинг и коррекцию промежуточных и конечных результатов реализации ФЦПРР [2].

В современных условиях в качестве основного метода разработки комплексных планов и целевых программ развития региона чаще всего применяется, как правило, метод экспертных оценок, который базируется на рациональных доводах и интуиции специалистов (экспертов), обработке их информации о прогнозируемом объекте, и который, как известно, широко применяется в случаях большой неопределенности, отсутствия достоверной информации, если объект не поддается предметному описанию или математической формализации.

Однако в России до сих пор отсутствует должное правовое обеспечение экспертного прогнозирования: не обоснован сам статус эксперта, требуют разработки Положение об экспертном прогнозировании и Положение о стимулировании лиц, участвующих в экспертном прогнозировании, и об их ответственности [3].

Не развита институциональная система применения данного метода, которая, на наш взгляд, должна в себя включать: центр по разработке методологии, методики и программного обеспечения в области экспертного прогнозирования, а также действующие на постоянной основе институты, занимающиеся как проведением экспертиз, так и организующие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров прогнозистов и экспертов [4].

Планово-прогнозная работа в структурах исполнительной власти региона не должна сводиться лишь к удовлетворению информационных потребностей федеральных органов управления. Территориальное планирование и прогнозирование должно стать самостоятельной формой экономической работы, имеющей собственную цель, назначение и логику.

Заявленные к утверждению или же утвержденные соответствующими министерствами целевые программы в большинстве своем не отвечают основополагающим базовым принципам программного управления, таким, как:

  1. легитимность – полное исключение ситуаций, противоречащих законодательству;
  2. нормативность – утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами-участниками;
  3. реальность – принципиальная ресурсная достижимость поставленной цели;
  4. вариативность – наличие альтернативных вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного, особенно финансового, обеспечения;
  5. конкретность целей и задач – постановка исключительно таких целей и задач, которые могут быть выражены в количественных и качественных показателях, соответствующих требованиям учета и контроля, и по которым может быть дана однозначная оценка степени их реализации;
  6. контролируемость – наличие условий для мониторинга результативности и эффективности выполнения программных мероприятий;
  7. ответственность – полная персонификация всех участников разработки и практической реализации целевых программ, установление прямой и полной ответственности конкретных лиц и организаций за использование ресурсов, выполнение конкретных заданий и программы в целом.

Развитие программно-целевого метода территориального планирования и управления ингибируется и в связи с сохраняющейся неопределенностью, отсутствием четкого разделения прав и полномочий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней [5].

Так, например, все еще не определено в полной мере разграничение объектов федеральной, субфедеральной и муниципальной собственности, не ясны правила и условия перехода объектов из одной формы собственности в другую, а также масштабы возмещения стоимости передаваемых объектов.

Следует отметить и достаточно низкий уровень контроля и мониторинга реализации программных мероприятий, ослабление управления программой и контроля за выполнением подпрограмм и проектов, своевременной коррекции по мере выявления их значительного отставания во времени или срыва реализации.

Устранение названных недостатков позволит программно-целевому методу органично встроиться в общую структуру и логику государственного регулирования развития социально-экономических систем мега- и мезоуровня.










Список использованных источников

  1. Райзберг Б. А. Программно-целевое планирование и управление / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. – М.: Инфра-М, 2012. – С.271.
  2. Митрофанова И. В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона / И. В. Митрофанова // Регионология. 2009. – № 1. – С.67.
  3. Пономарёв К. И. Федеральные целевые программы: опыт разработки и осуществления / К. И. Пономарёв // Экономист. - 2011. - № 1. - С.19-20.
  4. Бабкова Ю. Б. Бюджетная реформа и проблемы финансового обеспечения целевых программ / Ю. Б. Бабкова // Право и государство: теория и практика. Право и государство. - 2011. - № 8 (44). - С.56. – 63.
  5. Емец М. А. Федеральные целевые программы России: проблема координации и пути её решения / М. А. Емец // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2012. - № 3. - С.69-70.