Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная проблема, поэтому при ее решении необходимо опираться на имеющиеся теоретические обоснования и практические разработки, что позволит осуществить подлинную социально-образовательную интеграцию.
Комплектование классов интегрированного обучения осуществляется на основании решения городской или областной ПМПК при совпадении желания родителей и наличия в учреждении необходимых психолого-педагогических условий: служб сопровождения, учебно-методического и кадрового обеспечения, развитой материально-технической базы.
Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам. Количество учащихся, интегрированных в общеобразовательный класс, может составлять от одного ребенка до пяти, при общей наполняемости класса 25 человек. Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети).
Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк. Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.
Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, отличающихся друг от друга. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Основная цель уроков интегрированного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе интегрированного обучения. Ниже приведена таблица структуры урока при внутренней дифференциации, которая поможет педагогу в составлении поурочных планов и уточнении целей обучения каждой группы детей.
Структура урока при внутренней дифференциации
Таблица1.
Этапы урока | Методы и приемы | Организация работы по общеобразовательной программе | Организация работы по программе для С(К)ОУ VII вида |
---|---|---|---|
Орг. момент | Словесный (слово учителя) | Общий для всех детей класса | |
Проверка домашнего задания | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка | Индивидуальная проверка |
Повторение изученного материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Беседа, письменное и устное выполнение упражнений | Работа по карточкам |
Подготовка к восприятию нового материала | Словесный (беседа) | Беседа | Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе |
Изучение нового материала | Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) | Объяснение нового материала | Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) |
Закрепление изученного | Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) | Выполнение упражнений. Проверка | Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам |
Итог урока | Словесный (беседа) | Общий для всех детей класса | |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Словесный (слово учителя) | Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии |
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.
Особое внимание при работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной сфере, уделяется разработке и четкому применению системы оценок, которые, с одной стороны, отражают реальный вклад ребенка в подготовку к уроку или выполнение заданий, а с другой ― фиксируют уровень усвоения им предложенной образовательной программы.
Оценка знаний учащихся с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с программами обучения и с учетом особенностей ребенка. Тестирования и контрольные срезы знаний должны быть адаптированы под указанные программы.
Кроме того, выставляемые ребенку оценки должны быть понятны и ему самому. На начальных этапах обучения ребенку необходимо разъяснить, за что ему выставляется та или иная отметка. Отметим, что оценка деятельности ученика может быть как устная, так и письменная, а отметка выставляется в журнал или в тетрадь. Параметры оценивания детских работ по математике, чтению и русскому языку предлагаются ниже.
Нормы оценок по технике чтения (1-4 классы)
Таблица 2.
Программы образовательных учреждений | Программы образовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид) | ||
1 класс | 1полугодие | Отметки не выставляются Без ошибок, 20 сл. и более – высокий уровень 1-2 ошибки, 15-20 сл. – повышенный уровень 3-5 ошибок, 10-15 сл. – базовый 6 и более ошибок, менее 10 сл. – низкий уровень | Отметки не выставляются ( 1 пол.) |
2полугодие | Отметки не выставляются 25-30 сл. - высокий 20-25 сл. - повышенный 15-20 сл. - базовый Менее 15 сл. - низкий | Читать по слогам небольшие предложения и связные тексты; уметь слушать; отвечать на вопросы, о чем слушали, с чего начинается, чем заканчивается услышанный текст, пересказывать услышанный текст по вопросам учителя или по иллюстрациям (2 пол.) | |
2 класс | 1полугодие | Отметки не выставляются Без ошибок, 35-40 сл. - высокий 1-2 ошибки, 30-35 сл. – повышенный 3-5 ошибок, 25-30 сл. - базовый 6 и более ошибок, менее 20 сл. - низкий | 30-40 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - В. (высокий) 20-30 сл.- П.(повышенный) 10-20 сл. – Б. (базовый) Менее 10 сл.- Н. (низкий) |
2полугодие |
45-50 сл. - 5 40-45 сл. - 4 35-40 сл. - 3 Менее 35 сл. - 2 |
30-40 сл. в минуту, соблюдая паузы и интонации, соответствующие знакам препинания. Читать целым словом (трудные по смыслу и структуре слова — по слогам) - 5 20-30 сл.- 4 10-20 сл. - 3 Менее 10 сл.- 2 |
|
3 класс | 1 полугодие | Без ошибок, 55-60 сл. - 5 1-2 ошибки, 50-55 сл. - 4 3-5 ошибок 45-50 сл. - 3 6 и более ошибок, менее 45 сл. - 2 |
50-60 сл. без ошибок. Читать целым словом (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам). Владеть громкостью, тоном, мелодикой речи-5 40-50 сл.- 4 30-40 сл. - 3 Менее 30 сл.- 2 |
2 полугодие | 65-70 сл. - 5 60-65 сл. - 4 55-60 сл. - 3 Менее 55 сл. - 2 |
||
4 класс | 1 полугодие | Без ошибок, 75-80 сл. - 5 1-2 ошибки, 70-75 сл. - 4 3-5 ошибок, 65-70 сл. - 3 6 и более ошибок, менее 65 сл. - 2 |
70-80 сл. без ошибок, бегло с соблюдением орфоэпических норм, делать паузы, логические ударения. - 5 60-70 сл. - 4 50-60 сл. - 3 Менее 50 сл. - 2 |
2 полугодие | 85-90 сл. (вслух):115-120 сл. (про себя) - 5 75-80 сл. - 4 70-75 сл. - 3 Менее 70 сл. - 2 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Отметка | Программы общеобразовательной школы | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы |
---|---|---|
«5» | Не ставится при трех исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить | Нет ошибок |
«4» | Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные | Допущены 1-2 орфографические ошибки |
«3» | Допущены 3-4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 5 орфографических | Допущены 3—5 ошибок |
«2» | Допущены 5-8 орфографических ошибок | Допущено более 5 ошибок |
«1» | Допущено более 8 орфографических ошибок | - |
Ошибкой в диктанте следует считать:
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
Негрубыми ошибками считаются следующие:
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО МАТЕМАТИКЕ (1-4 КЛАССЫ)
Таблица 4.
Отметка | Программы общеобразовательной школы; | Программы общеобразовательных учреждений: коррекционно-развивающее обучение (VII вид). Начальные классы |
---|---|---|
«5» | Нет ошибок | Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему,так и по предыдущему материалу; не более 1 недочета |
«4» | 1-2 негрубые ошибки | Уровень выполнения требований выше удовлетворительного: наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочета по пройденному материалу |
«3» | 2-3 ошибки; 3-4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен. | Достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемый к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 8 недочетов по пройденному материалу |
«2» | Более 4 грубых ошибок, не решена задача | Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу |
«1» | Задание не выполнено | |
Примечания |
Негрубыми ошибками считаются:
|
Ошибки:
Недочеты:
|
Список литературы: